Место и время действия - современный Нью-Йорк.
Жанр. Фильм неуловимого жанра, его можно причислить к независимому кино, а можно – к голливудскому. Драма с тонким элементом фэнтэзи и философским подтекстом (если это что-то объясняет…)
Why? Почему я его выбрала для просмотра. В оригинале название – явно оксюморон, поэтому оно обращает на себя внимание, но больше всего меня заинтриговал актёрский состав: показалось странным, что в нём участвует столько звёзд первой величины: Уилл Смит, Кейт Уинслет, Эвард Нортон, Хелен Миррен, Кира Найтли, Энн Дауд (она меня потрясла в «Мессе»)... Я подумала, что это неспроста. По крайней мере, уж Кейт Уинслет точно в ерунде сниматься не будет. Позже выяснилось, что все актёры сразу согласились участвовать в фильме именно потому, что загорелись той же идеей, что и режиссёр, и захотели донести её до других людей. И для меня он тоже стал особенно любимым.
Странное название. «Призрачная красота» – так перевели на русский название фильма, и это новое название никак не соотносится с оригиналом и даже теряет связь с сюжетом. Фраза, вынесенная в название, звучит в конце фильма, как итог и некая квинтэссенция авторского замысла, но из-за странного перевода она сбивает зрителей с толку и затуманивает главную идею.
Буквальный перевод фразы сделать вообще невозможно. Слово Collateral используется обычно в военной области в сочетании Collateral Damage, - «попутный ущерб», то есть, потери, которые не были целью. Помните, как Штирлиц спускается в убежище, чтобы не погибнуть под бомбардировкой союзников?
Но здесь слово «Collateral» сочетается со словом «Красота», и это изобретение автора сценария. Идея следующая: причиняется какой-то несомненный вред, но зло частично обращается во благо. Непонятно, как это выразить при переводе, однако, я не тороплюсь оправдать переводчиков, потому что выбранное слово «призрачная» – это вообще о противоположном эффекте, о мираже. «Призрачная» - значит, кажущаяся, ненастоящая. Значит, никакого блага нет и не будет… Вот уж точно авторы не об этом снимали, а актёры не это играли.
Сюжет, завязка и немножко спойлеров. Главный герой, Говард (актёр Уилл Смит), - глава большого рекламного агентства в Нью-Йорке, влюблённый в своё дело и очень успешный. Но к началу основного действия фильма всё это – в прошлом, потому что в жизни Говарда происходит трагедия: после тяжёлой болезни умирает его дочь, лет 7-8. Эта смерть совершенно выбивает его из колеи. Он покидает жену, живёт в маленькой квартирке, почти не спит и не ест, ни с кем не общается, на работе ничего не делает, и вообще пребывает в каком-то отсутствующем состоянии.
Такое положение вещей длится два года, и рекламное агентство начинает терять клиентов. Друзья Говарда, – Уит, Клэр и Саймон (актёры Э.Нортон, К.Уинслет и М.Пэнья), – которые тоже являются сотрудниками и со-владельцами компании, пытаются её продать, чтобы избежать окончательного разорения, но Говард уходит от общения и от попыток обсудить ситуацию, а без его разрешения никакие сделки совершить невозможно.
Зато Говард пишет странные письма Любви, Смерти и Времени, жёсткие и отчаянные одновременно…
И вот в попытке решить эту проблему друзья нанимают троих актёров (которых играют К.Найтли, Дж.Лэтимор и Х.Миррен,), чтобы актёры попытались поговорить с Говардом, сыграв персонифицированных Любовь, Время и Смерть. Соответственно, каждый из троих друзей оказывается куратором одного из актёров. И вот общение между «кураторами» и Говардом, с одной стороны, и актёрами, играющими Любовь, Смерть и Время, с другой стороны, и кажется мне самым интересным в этом фильме. Поэтому я так безбоязненно, не опасаясь спойлеров, выложила часть сюжета.
Кстати, мне бы, наоборот, в начале фильма не помешало немного спойлеров, я бы внимательнее слушала. Например, поначалу мне показалось, что вроде бы актёры, играющие Смерть и Время, знают о своих «кураторах» и о Говарде немного больше, чем должны были бы – то ли это ляпы сценария, то ли я что-то упустила, так что потом пришлось пересматривать. Второй просмотр очень даже помог, и эти детали оказались немаловажными. Во втором просмотре мне уже не казалась странной игра Киры Найтли, которая как будто переигрывала. Я поняла, что Кира Найтли не переигрывает, просто её героиню переполняет сочувствие, какая-то абсолютная эмпатия, до такой степени, что она с трудом подбирает слова, опасаясь навредить.
Нет, пожалуй, достаточно откровений – смотрите фильм, вникайте, печальтесь ... и радуйтесь, потому что действие происходит накануне Рождества, что многократно подчёркивается в сказочно-красивых кадрах. А ведь Рождественские истории обязательно закончатся хорошо, правда?