Россию и Татарстан захлестнул топливный кризис - резко взлетели цены на бензин и дизельное топливо, а на некоторых заправках горючего и вовсе нет. Журналист «Вечерней Казани» поговорил с экспертами о причинах и последствиях проблем с топливом, о которых, оказалось, эксперты уже предупреждали государство.
Автолюбители и аграрии начали жаловаться на стремительный рост цен на топливо - за 2023 год цена на бензин в Татарстане, по данным Росстата, выросла в среднем на 3,5 рубля - с 46 до 49,5 рубля за литр АИ-92 и с 49,5 до 53,6 рубля за литр АИ-95. Дизельное топливо выросло с 54,3 до 58,7 рубля за литр. Все данные - на 11 сентября. Но за последние недели рост цен на горючее, особенно дизельное топливо - ускорился еще сильнее. К тому же появились сообщения о недостатке топлива на многих заправках.
«Друзья! В связи с отсутствием топлива на наших АЗС вынуждены временно остановить продажи бензинов АИ-92 и АИ-95. Как только топливо снова появится, сообщим в социальных сетях», - такое сообщение появилось на страничке татарстанской АЗС «Магистраль» в социальной сети.
ЧИНОВНИКОВ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ, НО ЭТО НЕ ПОМОГЛО
Как рассказал журналисту «Вечерней Казани» президент Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ, владелец АЗС «Форт-Римэкс» Ирек Сулейманов, данная проблема сейчас по всей стране. И под основным ударом - частники, так как на АЗС из вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) топливо поставляют свои нефтеперерабатывающие заводы.
На сегодняшний день, к сожалению, дефицит топлива имеется. И в первую очередь страдают частные заправки. Нефтеперерабатывающие заводы крупных компаний (например, Татнефти, «Лукойла», Башнефти) сначала поставляют бензин своим АЗС, а частникам остаётся очень мало. Цены растут на все - бензин АИ-92 и АИ-95, дизельное топливо. Сейчас на рынке немыслимая ситуация: заправки вынуждены продавать топливо в розницу дешевле его закупочной цены! Как работать в таких условиях? Поэтому мы вынуждены повышать цены, но даже при этом не удается получить прибыль. Уверяю вас, сегодня все заправки работают себе в убыток, - делится Сулейманов.
По словам собеседника, причина такой плачевной ситуации - большой объем экспорта топлива за границу, в том числе и по «серым» схемам. Надежда на президента России Владимира Путина - ему о проблеме доложили. В отрасли думают, что под контролем главы государства ситуация будет разрешена. Тем временем 15 сентября планируется совещание, на котором заместитель председателя правительства РФ Александр Новак будет обсуждать с представителями нефтяных компаний, как остановить рост цен и устранить нехватку топлива.
Сложилась парадоксальная ситуация, когда продавать топливо за границу гораздо прибыльнее, чем реализовывать его на внутреннем рынке. Раньше эту разницу компенсировали, но с сентября размер выплат уменьшили в два раза. И случилось то, что случилось. Мы, члены Российского топливного союза, предупреждали об опасности резкого увеличения цен и возникновения дефицита, летом писали об этом председателю правительства Михаилу Мишустину. К нам прислушались, но, к сожалению, пока никаких мер не принято, - говорит президент Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ.
Как говорит Сулейманов, если АЗС из крупных компаний могут позволить себе работать в убыток, так как доходы от иных видов деятельности все компенсируют, то у частных заправок такой возможности нет. При этом около половины АЗС в Татарстане частные.
Нам же нужно платить людям зарплату, платить налоги, а о развитии, к сожалению, уже давно и речи не идет. Вышло так, что сейчас и многие нефтеперерабатывающие заводы находятся на ремонте, что усугубляет ситуацию. Почему этого никто не предвидел? Мы ведь такая богатая страна, особенно в плане нефти. Так больше продолжаться не может! Надеюсь на скорое разрешение ситуации, - сетует Сулейманов.
В управлении Федеральной антимонопольной службы по Татарстану заявили, что ведомство по поручению центрального аппарата ФАС РФ проверяет продавцов бензина и дизельного топлива. Нарушений не нашли.
«Изучается цепочка формирования ценообразования от закупки на нефтеперерабатывающем заводе до реализации потребителю. Со стороны предприятий Республики Татарстан на данный момент нарушений не выявлено. Татарстанские заправки отпускают бензин и топливо в штатном режиме», - ответили антимонопольщики Татарстана на наш запрос.
Также в УФАС Татарстана сослались на информацию министерства энергетики РФ, по которой скоро «топливный кризис» должны разрешить.
БЕДА НЕ ПРИХОДИТ ОДНА - ЖДИТЕ УВЕЛИЧЕНИЯ ЦЕН И НА ПРОДУКТЫ
Пока чиновники одного из самых нефтяных государств не могут придумать, как обеспечить страну топливом, фермеры проигрывают битву за урожай. Председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров говорит, что проблемы с топливом сильно осложнили осенние работы в аграрной сфере. Мало того, во многих хозяйствах дизельного топлива не хватает даже для того, чтобы привезти корма для скотины.
Конечно, аграрии ощущают на себе то, что сейчас происходит на топливном рынке. В районах республики останавливают свою работу тракторы, комбайны. На нефтебазах отпускают только определенное количество топлива, явно недостаточное, чтобы проводить все сельхозработы. А ведь лето и осень для нас это такая пора, когда, как говорится, день год кормит. Сейчас пойдут дожди, и вдруг мы урожай собрать не сможем? Эта ситуация критична для селян. Одна из самых нефтяных стран, а внутреннему рынку топлива не хватает, абсурд. Не знаю, почему так случилось, может, контроля достаточного за этим не было, - рассуждает Байтемиров.
Как говорит председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ, последствия топливного кризиса коснутся всех, так как из-за убытков аграрии будут вынуждены поднимать цены на продукцию.
Сейчас начинаются осенние ярмарки. Цены на продукты там будут выше - например, на зерно, на молоко. Как мы будем смотреть в глаза потребителям? - задается вопросом аграрий.
Впрочем, в республиканском Минсельхозпроде на запрос журналиста «Вечерней Казани» ответили, мягко говоря, витиевато. В ведомстве сообщили, что для выполнения всего комплекса сельскохозяйственных работ ежегодно аграрии республики потребляют 160 тысяч тонн дизельного топлива и 15 тысяч тонн бензина. А по соглашению с Татнефтью для проведения полевых работ 2023 года компанией выделено 90 тысяч тонн дизельного топлива на льготных условиях. На 15 сентября 2023 года аграриями республики приобретено 106 тысяч тонн дизельного топлива, в том числе по льготной цене - 68 тысяч тонн. По льготе дизельное топливо стоит 69 рублей за килограмм, это на 13 рублей дешевле рыночной цены.
БЕНЗИН АИ-95 ПО ТАЛОНАМ?
Журналист «Вечерней Казани» решил посмотреть, как обстоят дела с топливом на заправках Казани, так как на запросы в компаниях не ответили. В черте города большинство заправок из крупных сетей АЗС, поэтому дефицита бензина и дизельного топлива на них не ощущается, во всяком случае, пока. А вот о стремительном росте цен на бензин и дизельное топливо говорят и сотрудники заправок, и водители.
Конечно уж цены выросли, вы разве сами не видите? Но дефицита топлива у нас нет, да и клиентов меньше не стало, - рассказал работник одной из заправок «ТАИФ-НК».
.
Заправляю свою машину бензином АИ-95, и, конечно, за последний месяц топливо стало гораздо дороже. Наверно, копеек на 30 за литр цены выросли, да они всегда растут, к сожалению, - вздыхает автолюбитель Андрей, который как раз заправлял машину.
Водитель на АЗС «Татнефть» Александр рассказал, что за месяц цены на бензин АИ-92 выросли примерно на 10%. И это бьет по кошельку, так как с каждым днем все меньше и меньше топлива можно заправить на 1000 рублей. Признают подорожание бензина и сами работники заправки: на вопрос о причинах разводят руками - мол, мы люди подневольные.
На заправках за чертой города дизельного топлива не хватает. А бензина у нас достаточно, правда, цены растут, за неделю выросли на 50-60 копеек. И за лето цена выросла ощутимо, - рассказали работник одной из заправок «Лукойла».
Кстати, на одной из АЗС «Магистраль», которая находится за чертой города и двумя днями ранее сообщила об отсутствии у них бензина, ситуация слегка стабилизировалась - по словам сотрудников заправки, бензин АИ-92 пока есть, но когда появится «девяносто пятый», они не знают.
Автор: Рамиль АКБЕРОВ
Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»