«Когда я не работаю, то часто испытываю беспокойство, неуверенность, иногда раздражительность. Но когда я работаю со стедикамом, то готов мчаться вперед даже со сломанным крылом», – легендарный кинооператор Роберт Ричардсон.
Роберт Ричардсон (Robert Bridge Richardson) родился 27 августа 1955 года в Хайаннисе, штат Массачусетс. Роберта с детства интересовала киноиндустрия, в юношестве он окончил школу дизайна в Провиденсе, а позже поступил в Американский институт киноискусства. Первая серьезная картина, к которой он приложил руку в качестве ассистента оператора – «Кошмар на улице Вязов». К концу 1970-х Ричардсон начал работать на таких телеканалах, как Disney, BBC. Там он пробыл недолго, ведь уже в середине 80-х начал сотрудничать с известным на то время режиссером Оливером Стоуном («Сноуден», «Взвод»)
Карьера у Ричардсона начала расти после знакомства со Стоуном. Именно совместная работа с именитым режиссером «Взвод» принесла Роберту первую номинацию на «Оскар».
Номинаций у Роберта было достаточно, чего нельзя было сказать о наградах. Удача улыбнулась ему после выхода фильма «Джон Кеннеди», за который он впервые в жизни получил регалию. После он был удостоен «Оскара» за лучшую операторскую работу в фильмах «Хранитель времени» и «Авиатор». К слову, на съемках «Авиатора» Ричардсон так близко подошел к пылающему самолету, что у него сгорели кроссовки. Такую готовность к работе очень высоко оценили киноакадемики.
Ричардсон работал со многими именитыми режиссерами, такими как:
Райан Мерфи («Ешь, молись, люби»);
Мартин Скорсезе;
Энди Серкис («Властелин колец»);
Квентин Тарантино.
Последний оставил самый большой след в жизни оператора.
Вместе, начиная с «Убить Билла», Роберт снял почти все фильмы Тарантино. Их сотрудничество началось еще в далеких 90-х, когда Ричардсон снял «Прирожденных убийц» для Оливера Стоуна по сценарию Тарантино.
Пожалуй, самой масштабной кинокартиной в жизни Роберта стала «Однажды…в Голливуде» Квентина Тарантино. Два талантливых человека сошлись, чтобы создавать шедевры. «Мы просто любим делать кино», – говорил Тарантино о создании этого фильма. Сам Ричардсон признавался, что это самое амбициозное сотрудничество из-за различных форматов и уникальных ракурсов, которые были необходимы Квентину.
Чтобы оживить Голливуд конца 60-х, Ричардсон придал фильму текстуру. Процесс съемок никогда не был скучным для кинематографиста, ведь видение и мышление Квентина Тарантино редко можно было назвать стандартным.
Самая главная цель на съемках для Ричардсона – нахождение баланса между режиссером и его видением. Он добился успеха, работая с режиссерами-художниками, которые знают многое о ремесле кинопроизводства. Также Роберт считает, что камерой нужно управлять «самостоятельно».
Одна из немногих заметных отличительных черт композиций Роберта Ричардсона – это «эффект ореола». Этот прием есть в «Убить Билла», «Рожденные четвертого июля», «Авиатор» и т. д.
Такой прием может казаться простым, однако он создает иную атмосферу. Свет направлен на темные объекты, заставляя их казаться освещенными, они буквально отбрасывают персонажа в потусторонний мир.
Любимая игрушка Ричардсона – Журавль-пегас. Оператор будто летает через съемочную площадку на так называемом Пегасе, управляя плавной головой камеры. Также Роберт любит использовать длинные линзы, сжатые изображения, стилизованные зумы и большие углы. Еще важно отметить необходимость контраста в кадрах.
Мы можем прийти к выводу, что основной принцип съемки Ричардсона – обеспечить сильную динамику между светом и тенью, создать правильные отношения в контрастах. Роберт Ричардсон тяготеет к смелым изображениям с яркими цветами и стилизованным освещением.
🎤Журналист – Катя Халап