Найти тему

Проект "Футурум"

Оглавление

Молодежный научно-популярный, образовательный и мировоззренческий интернет-канал «Футурум. Журнал о будущем»

Предпосылки проекта

Трудно не понимать, что:

1. Способность России совершить научно-технологический прорыв является стратегическим вопросом «нашего существования и, более того, выживания в полном смысле этого слова» (В. Путин).

2. Ключевой задачей здесь является создание эффективной системы готовящей «профессиональные кадры для решения сложных исследовательских, технологических, производственных задач», тысячи инноваторов, ученых, инженеров, техников и рабочих, не только высококвалифицированных, но обладающих адекватным мировоззрением, проникнутых уверенностью в будущем, стремлением «работать на благо государства».

3. Сопутствующая социальная задача — добиваться того, чтобы научно-технологическое развитие пользовалось «безусловным доверием, поддержкой со стороны общества и со стороны всех наших граждан».

Проблема и решение

Невозможность достаточно эффективно решать эти задачи исключительно в рамках профобразования хорошо понимали, например, в СССР, где широко использовались для этого специализированные СМИ, как наиболее массовый и гибкий инструмент формирования научно-технических кадров, отношения к необходимости технологического развития в обществе. Такие государственные, весьма популярные издания, как «Техника — молодежи», «Знание-сила», «Юный техник», «Квант», и др., сыграли значительную роль в становлении страны как мировой научно-технической державы.

Однако в новых реалиях применявшиеся тогда информационные технологии стали архаикой и подобные научно-популярные молодежные издания фактически исчезли из отечественного информационного пространства. Но в государстве, которое ставит перед собой амбициозные научно-технологические задачи, потребность в них даже возросла. При этом сегодня необходимы новые содержательные решения, созвучные особенностям нынешней технически ориентированной молодежи. Это легло в основу разработки проекта «Футурум».

Инновационные технологии проекта

Инновационность проекта в том, что

(а) он сам является инструментом активизации инновационных процессов;

(б) в его основе лежат новые, оригинальные информационно-концептуальные технологии.

Они позволяют обеспечить увлекательность и широкую доступность контента путем органичного сочетание научно-популярной и образовательной тематики с тематикой мировоззренческой. Эта технология реализуется по двум основным не имеющих сегодня аналогов в области научно-популярной периодики, направлениям: «полиформатности» и «будущного» подхода.

Полиформатность — это рассмотрение научно-технических материалов также и с художественной, социально-политической, философской точек зрения. Полиформатность позволяет наполнить техническую информацию мировоззренческими смыслами, а также привлечь к изданию внимание гуманитариев, людей художественно-творческих профессий.

«Будущный» подход — это оценка влияния научно-технологического прогресса на картину будущего человека, общества, мира. Это востребованные, особенно в молодежной среде, размышления о будущем, развивающие творческую фантазию и понимание ответственности науки и техники перед завтрашним днем, поскольку, как отмечает Президент, «молодые люди вообще и всегда устремлены в будущее».

Конкретные механизмы реализации этих принципов формирования контента, а также и другие особенности технологий работы с информации, являются оригинальным инновационным «ноу-хау» проекта.

Реализация этих принципов направлена на эффективное решение его целей и задач.

Основные цели и задачи проекта

• Поддержка мотивации молодежи заниматься научной, инженерной, инновационной, производственной и высокотехнологичной предпринимательской деятельностью.

• Разъяснение на доступном молодежи языке научно-технических (практических и теоретических) вопросов; знакомство с новинками в области науки и технологий; информация об истории научно-технической культуры.

• Помощь молодежи и школьникам в профессиональной ориентации; информирование о научных, технических, производственных профессиях, учебных заведениях.

• Укрепление общественного доверия к отечественным возможностям в сфере науки и техники, уверенности в позитивном научно-технологическом и социальном будущем.

• Демонстрация связи научно-технологического развития с социально-экономическим прогрессом государства; популяризация национальных инициатив и стратегических проектов в сфере индустрии и технологий.

• Противодействие внешним и внутренним недоброжелателям, распространяющим информацию о нашей научно-технической вторичности.

• Развитие «будущного» взгляда на научно-технологическое и гуманитарное развитие.

• Повышение в мире престижа отечественной науки, техники, образования.

• Обмен соответствующей информацией в рамках СНГ; расширение каналов сотрудничества в области подготовки научно-технологических кадров и расширения пространства взаимопонимания научно-технической молодежи СНГ.

• Популяризация национальных и совместных инициатив и проектов в сфере высокотехнологичной индустрии, инфраструктуры и технологий будущего, инновационного предпринимательства; продвижение русского языка как средстве межнационального общения в научно-технологической сфере.

В соответствии с этими задачами в проекте разработана подробная рубрикация издания.

Бизнес-модель, экономика проекта

«Приятной» особенностью проекта по сравнению с такими формами работы с молодежью как научно-технические кружки, конкурсы, фестивали, олимпиады и т.д. является его способность, как и любого СМИ, выходить на самоокупаемость, приносить прибыль.

Экономические параметры проекта оценить не просто. Он, как и любое СМИ, относится к категории «креативной индустрии» (creative industries) — это творческий продукт, успех которого определяется креативно-творческим потенциалом авторов, размером целевой аудитории, вложенными средствами.

В тоже время имеющиеся данные позволяют оценить такие бизнес-параметры проекта, как (а) потенциальная аудитория, (б) конкурентная среда, (в) схема коммерциализации, (г) экономика запуска проекта.

(а) Потенциальная аудитория

Серьезная статистика по научно-популярному информационному полю у нас сегодня отсутствует, но есть достоверные цифры — примерно каждый 20-й гражданин СССР был потребителем научно-популярной периодики. Сегодня эта цифра оценивается на уровне «каждый 140-й».

Поскольку склонность к научно-технической деятельности является феноменом врожденным, статистически постоянным для любых времен, это свидетельствует о дефицитности отечественного рынка научпопа. Необходимость его развития неоднократно отмечал и президент РФ.

Качественно аудитория проекта состоит из следующих социальных категорий:

прежде всего это молодёжь, интересующаяся естественно-научной и инженерной тематикой — старшие школьники, абитуриенты, студенты, молодые специалисты, (исследователи, конструкторы, производственники), техники, квалифицированные рабочие, "народные умельцы", инноваторы, изобретатели и т.д., а также школьные учителя, вузовские преподаватели, профнаставники, политики, специалисты по подготовке кадров, гуманитарии, интересующиеся социальными аспектами технологического прогресса и т.д.

Количественно аудиторию, исходя из приведенных выше данных, можно оценить на уровне не менее 7,5 млн. пользователей.

(б) Конкурентная среда

Конкурентная среда проекта в целом выглядит весьма благоприятной.

Как отмечают специалисты «единого рынка научно-популярных СМИ в России не существует». К этому можно добавить также, что среди различного рода изданий позиционируемых как научно-популярные или относительно близких к ним по тематике, отсутствуют издания реализующие или декларирующие цели, задачи и информационные методы проекта «Футурум», что делает его уникальным, а реализацию потенциально успешной как в социальном так и в экономическом отношении.

Экспертные оценки проекта

Инновационность проекта, актуальность его целей и задач высоко оценена рядом профильных государственных организаций РФ и стран СНГ, выразивших желание сотрудничать с ним.

В Российской Федерации:

Российская Академия наук (РАН) оценила проект как одну из «важных площадок научно-просветительской деятельности» и выразила готовность сотрудничать.

Инновационный центр «Сколково» предложил включить проект в Межгосударственную программы инновационного развития стран СНГ (МПИР СНГ).

Российский фонд перспективных исследований предложил сотрудничество в рамках планирующегося у них направления футурологического прогнозирования.

Федеральное агентство по делам молодежи («Росмолодежь») отметило важность проекта и выразило готовность к сотрудничеству.

«Россотрудничество» (МИД РФ) готово войти в состав наблюдательного совета, задействовать Центры науки и культуры за рубежом, помочь в поисках иностранных партнеров.

В Республике Беларусь:

Государственный комитет по науке и технологиям выразил желание участвовать в проекте, включить его в МПИР СНГ.

Министерство просвещения отметило, что проект будет способствовать популяризации знаний и воспитанию патриотизма молодежи, что актуально для РБ и РФ.

В Республике Казахстан:

Национальное агентство по технологическому развитию (НАТР) выразило готовность участвовать в проекте совместно со структурами РФ.

Казахстанский институт развития индустрии выразил готовность предоставлять на постоянной основе статьи, аналитические материалы, инфографику, дайджесты.

Национальная палата предпринимателей отметила важность информационной поддержки проектов и выразила надежду «на плодотворное сотрудничество».

В Киргизской Республике:

Министерство иностранных дел поддержало рекомендации по включению его в МПИР СНГ и выразило готовность оказать ему всемерную поддержку.

Министерство цифрового развития предложило разработать механизмы реализации проекта и определение источников его финансирования.

Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики и заявило о готовности оказать ему всестороннюю поддержку.

Реализация проекта

Проект концептуально полностью готов к реализации, которая не составляет особых организационных трудностей. К сожалению при полном единодушии всех, так или иначе заинтересованных в проекте, структур, никто из них не готов взять на себя ведущую роль в проекте — очевидно нет таких указаний, а организация молодежных околонаучных фестивалей, форумов, конференций, встреч и прочих "технологических" карнавалов, хотя и несравнимых с Проектом по массовости и вовлеченности, но привычней.

*****************************************************************************************

Пишите! Ваше мнение о проекте очень важно для нас! :)