Найти тему
Вектор познания

Как “лечили” сумасшедших людей на протяжении истории

Во времена, когда никто не верил в психические заболевания

Трепанация, выполняемая при резке камня, или Излечение от безумия, Иеронима Босха, 1488-1516
Трепанация, выполняемая при резке камня, или Излечение от безумия, Иеронима Босха, 1488-1516

Около пяти столетий назад философ, гуманист и теолог Эразм Роттердамский написал “Похвалу безумию”, ужасную сатирическую книгу, представляющую общество, в котором он жил. К сожалению, эта книга остается актуальной, потому что со времен Эразма мало что изменилось, или ничего не изменилось к лучшему. Например, взгляд общества на “сумасшедших” и “здоровых” заключается в том, что психически нормальные люди по-прежнему воспринимаются большинством как не страдающие никакими психическими заболеваниями.

Было ли безумие даровано богами или спровоцировано злыми духами?

Черепа австралопитеков, неандертальцев и даже Homo sapiens каменного века и ранних цивилизаций часто несут следы трепанации (точки черепа, которые были намеренно перфорированы). Считается, что древние шаманы открыли “врата”, через которые злые духи были изгнаны из разума “пациента” с помощью “особых процедур”.

Этнологи и антропологи также обнаружили, что амулеты изготавливались из кусочков кости, вырезанных из черепов тех, с кем обращались подобным образом. Похоже, что люди каменного века лучше разбирались в анатомии, чем мы могли подумать, и они уже знали, что органом мышления является мозг.

В то время как физические заболевания быстро переходили под “юрисдикцию” светской медицины, психические заболевания долгое время оставались монополией целителей и священников. Из Древнего Египта сохранилось не только несколько стоматологических работ исключительного качества, которые выдержали тысячелетия, но и следующее заклинание, произносимое, чтобы отогнать злых духов от детей с психическими расстройствами:

“Ты уходишь, тот, кто приходит из тьмы / Ты, тот, у кого загнутый нос назад / И перекошенное сзади лицо / Ты, кто не знает, к чему хорошему ты пришел / Ты пришел поцеловать моего ребенка? / Я не буду целоваться. / Ты пришел, чтобы уложить его спать? / Я помешаю тебе причинить ему боль. / Ты пришел, чтобы забрать его с собой? / Я не отдам это тебе, но и не сломаю. / Я дал ему мощный талисман против тебя! ” (Заклинание, используемое священниками против тех, у кого были психические заболевания)

В Древней Греции эпилепсия считалась божественным наказанием. — грехи, накопленные в предыдущих реинкарнациях.В индийском подсознании сумасшедших оставляли “наедине со своей болью”, полагая, что таким образом они оплачивают свои кармические долги В Вместо этого бред считался “даром богов”, вот почему в некоторых случаях он был искусственно вызван введением галлюциногенных веществ перорально или путем вдыхания.

Пифия
Пифия

Хорошо известен пример Пифии, жрицы Аполлона в Дельфах. Древние евреи также считали безумие божественным наказанием. В Библии описывается эпизод, в котором вавилонский царь Навуходоносор наказан Иеговой и становится жертвой слабоумия, питаясь сеном, которое он принимал за мясо. В те дни вегетарианцев, по-видимому, не воспринимали слишком серьезно…

Потомки Аполлона были известными врачами, но также и психиатрами. Вернемся, однако, в греческий мир, где Аполлон, “импортированный” бог с севера, был не только сыном Зевса, бога Солнца и Света, но и целителем.

Эта прерогатива (переданная Святому Георгию, его христианскому заместителю) унаследована его сыном Асклепием (Эскулапом). У этого сына Аполлона был храм на острове Кос, который пользуется отличной репутацией среди медицинских школ древности. Там он узнал, что во времена Перикла был молодой Гиппократ, отпрыск благородной семьи, который с гордостью утверждал, что ведет свое происхождение от Асклепия (и, следовательно, от Аполлона).

После “окончания медицинской школы” Гиппократ становится периодическим, то есть странствующим врачом. Он путешествовал по Греции, Ливии (Африка) и Скифии (сегодняшняя Добруджа и Украина), приобретая обширные и ценные клинические знания. Он оставил после себя обширную (не полностью сохранившуюся) медицинскую работу, в которой он также занимается психическими заболеваниями, в которых, по его мнению, не было ничего божественного:

“Обвинять богов в болезни - значит скрывать нашу неспособность вылечить ее”. он писал.

Гиппократ также утверждает, что органом мышления является мозг, и считает, что определенные заболевания, такие как дизентерия, водянка или даже обычная простуда, могут излечивать определенные формы слабоумия.

Триста лет спустя врачам Герофилу и Эрострату из Александрии предстояло открыть роль нервных путей в передаче импульсов из мозга, а также связь между извилинами и мыслительным процессом.

Эту линию мышления продолжил во времена римской Империи Гален. Родившийся в городе Пергам в Малой Азии, известном культурном центре древности, Гален написал более пятисот медицинских трактатов, из которых, к сожалению, ничего не сохранилось. Он ввел в историю медицины эксперименты на животных: вскрыв череп живой свиньи, он обнаружил, что давление, оказываемое на мозг, приводит к потере чувствительности и двигательных функций. Его вывод заключался в том, что любое психическое заболевание вызвано прямым или косвенным повреждением мозга.

Как западный мир обращался с психически больными

Однако в Европе все было совершенно по-другому. Если в Византийской империи — сумасшедших выявляли чиновники, называемые дуктерами, и помещали в ксенодоки (больницы, которые одновременно были приютами для бедных), где с ними обращались гуманно. В Германии, например, это были так называемые “башни сумасшедших“.

Шотландцы действовали более оперативно: они бросали их в “колодцы безумия”, колодцы бреда. Англичане убивали их Malleus Maleficarum, молотком, которым они убивали ведьм. Французы заковали их в цепи. В другие времена безумцев заключали в тюрьмы для прокаженных, или, когда их было слишком много, их грузили на знаменитые “корабли безумцев”, такие как тот, что нарисовал Иероним Босх, и предоставляли самим себе.

Даже в эпоху Возрождения лечение психически нездоровых людей не достигло большого прогресса. Начиная с семнадцатого века, медицина начала развиваться. Некоторые отдельные голоса, такие как голос английского врача Сиденхэма, который написал, что дураки - это просто бедные больные люди, а не “одержимые дьяволом”, не были приняты во внимание “нормальными людьми”.

Сумасшедших помещали в приюты, где режим был хуже, чем в тюрьмах: душевнобольных оставляли умирать от голода, заковывали в цепи, били кнутом и выжигали красным железом кожу головы. Крупнейшим хосписом в Европе был Сальпетриер в Париже, где 7-8 000 “пациентов” были вынуждены работать по 14 часов в день и молиться еще за шесть.

Хоспис в Брансуике, Германия, уделял большое внимание “производительности труда” душевнобольных. С этой целью их выставляли на ярмарках, чтобы “нормальные люди” могли посмотреть на них за определенную плату. “Лечение”, которому подвергались душевнобольные, было абсурдным и варварским. Под предлогом того, что неподвижность, колебания или центробежное движение улучшают их состояние, их подвергали настоящим пыткам, инспирированным, словно инквизицией, в специально сконструированных устройствах.

Улучшение жизни психически больных

“Освобождение” душевнобольных началось в 1793 году, через четыре года после Французской революции. В больнице Бисетр в Париже доктор Филипп Пинель приказал снять цепи, которыми были обездвижены психически больные. Но многие из них потеряли все остатки физической силы и больше не могли двигаться.

Жест, сделанный 228 лет назад доктором Пинелем, имеет скорее символическое значение. Многие так называемые “сумасшедшие” продолжают лежать в хосписах только потому, что их родственники хотели избавиться от них, лишить их богатства, или, что еще больше, потому, что они выступали против тоталитарных режимов или протестовали против них.

Именно благодаря работе доктора Пинеля наше общество начало относиться к психическим заболеваниям более серьезно, как если бы это была настоящая болезнь, а не какое-то “благословение” богов или проклятие дьявола. Поскольку общество стало более технологически развитым, для определения этих психических заболеваний начали использовать науку, а не религию.