Штурм города Грозный во время Первой чеченской компании у большинства простых обывателей ассоциируется с непрофессиональными и малоэффективными действиями российской армии, что стало причиной больших потерь. При упоминании штурма Грозного простой обыватель скорее вспомнит о трагедии Майкопской бригады, а также о кровопролитных и тяжелейших боях за Президентский дворец. Однако в том случае, если российские войска получали возможность наладить эффективное взаимодействие между различными частями и подразделениями, а офицеры тактически грамотно руководили составом своего подразделения, боевые задачи выполнялись быстро, грамотно и с небольшим количеством потерь. Примером такого хорошо спланированного и тактически грамотно проведённого боя является захват «Свечки». Данное высотное здание известно как «Свечка Института нефти и газа» и было захвачено сводным отрядом, состоящим из бойцов 45-го полка спецназа ВДВ и небольшим подразделением группы «Вымпел» ночью 6 января 1995 года. Об этом бое и расскажет в сегодняшней статье своим читателям канал «Кузбасский следопыт».
Несколько слов о 45-ом полке спецназа ВДВ
45-ый полк спецназа ВДВ был сформирован в феврале 1994 года и, по сути, участие в боях за Грозный во время Первой чеченской стало его первым боевым крещением. При этом нужно отметить, что состав полка состоял из офицеров и солдат, которые уже имели большой боевой опыт и принимали участие в боевых операциях на территории Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии. Однако, справедливости ради, стоит сказать, что в таких жестоких и кровопролитных сражениях, как развернулись в Грозном, они ещё не участвовали.
В боях в Грозном принимали участие 400 бойцов этого полка, помимо этого им были придан отряд из 22 офицеров Управления специальных войск ФСК, в который входили бойцы расформированного в тот момент отряда «Вымпел». Свой боевой путь в Грозном отряд начал 3 января, войдя в состав группировки «Северо-Восток», которой командовал Лев Рохлин. К тому моменту войска под командованием Рохлина уже серьёзно углубились в город и несли там довольно ощутимые потери. Перед спецназовцами командованием была поставлена задача выполнить зачистку тыловых коммуникаций группировки, куда периодически просачивались чеченские боевики. Затем перед сводным отрядом, состоящим из спецназовцев 45-го полка ВДВ и офицеров Управления специальных войск ФСК, была поставлена задача захватить высотное здание Института нефти и газа, именуемое среди российских бойцов «Свечкой».
Почему захват высотки был так необходим?
Важность высотки Института нефти и газа была связана с тем, что бойцы, удерживающие это здание, получали возможность просматривать и простреливать практически весь район, который прилегал к правительственному кварталу. Помимо этого, из здания по российским войскам вели огонь снайперы, которые очень сильно досаждали российским пехотным подразделениям, также чеченские боевики, занимая «Свечку», вели с неё корректировку огня миномётов и координировали действия собственных подразделений. Именно по этой причине штаб Льва Рохлина придавал огромное значение захвату этого высотного здания, в связи с чем на его штурм были отправлены наиболее боеспособные и опытные подразделения. При этом наносить бомбовые или артиллерийские удары по зданию Рохлин не хотел, так как планировал использовать его сам.
Планирование операции по захвату высотки
Руководителем боевой операции по захвату здания был назначен полковник Павел Поповских. Необходимо отметить, что до Чеченского конфликта этот офицер уже принимал участие у военных конфликтах на территории Карабаха, Абхазии и Приднестровья. Другими словами, офицер имел большой практический боевой опыт. Также необходимо отметить, что спецназ ВДВ и отряд «Вымпел» не только имели в собственном составе обученных солдат, имеющих реальный боевой опыт, но и были хорошо оснащены. При этом план противодействия вражеским снайперам бойцы отработали, ещё находясь в Моздоке.
Павел Поповских начал подготовительные работы по проведению штурма здания с размещения вокруг него наблюдательных постов, а также огневых точек. Причём солдат, занявших огневые точки, вооружили малошумными винтовками ВСС с беспламенной стрельбой. Помимо этого, на винтовки были установлены специализированные прицелы с ночной оптикой, благодаря чему было получено полное превосходство над боевиками, засевшими в «Свечке». Всего огневых позиций вокруг здания, занятого противником, было организовано восемь.
Стоит сказать, что боевики хорошо подготовили оборону занятой ими высотки, оборудовав там огневые точки, создали большие запасы боеприпасов и поэтому лобовой штурм имел бы низкую эффективность и привёл к большим потерям. При этом чеченские боевики, прекрасно зная о том, какие проблемы имели русские войска в ночных боях, с наступлением темноты вели себя беспечно. Например, они, не скрываясь, практически в открытую выходили из здания или перемещались по нему.
Штурм высотного здания Института нефти и газа ночью 6 января 1995 года
Таким образом, приступив ночью к штурму здания, российские снайперы смогли уничтожить много дудаевцев, в связи с чем чеченские боевики, засевшие в здании, понесли ощутимые потери. Так как российскими бойцами для стрельбы использовалось малошумное и беспламенное оружие, боевики далеко не сразу смогли понять, что начался бой. Потеряв от снайперского огня более десяти человек, они начали вытаскивать раненных и убитых из здания, при этом около 20 дудаевцев продолжали оставаться в высотке.
Российское командование приняло решение не штурмовать здание в ночное время, для того чтобы избежать случайностей в виде подрыва на минах или вражеских засад. В связи с чем остаток ночи был потрачен на проведение доразведки, а основной штурм было решено проводить утром. По планам командования, на штурм здания должны были пойти две группы, причём одна должна была ворваться на первый этаж и вести его зачистку, а вторая группа прикрывать наступающих своим огнём.
Для отвлечения внимания противника утром 6 января была проведена отвлекающая атака, во время которой несколько российских танков, прикрывая себя дымовыми завесами, начали вести обстрел первого этажа и подвала высотного здания. Во время атаки боевики применили свою обычную тактику, а именно, стали собираться у здания, на которое планировали напасть федеральные силы. Отвлекающий обстрел танки вели около полутора часов, а в это самое время штурмовая группа, состоящая из 12 человек, смогла обойти здание с другой стороны к стенам строения. Нужно сказать, что при таком манёвре две штурмовые группы российских войск случайно начали вести огонь друг по другу, но к счастью обошлось без жертв.
После отвлекающей атаки большинство боевиков разместилось в фасаде для его обороны, рассчитывая, что российские войска будут наступать именно с этой стороны. Благодаря этому бойцы штурмовой группы смогли довольно легко проникнуть в здание через пролом, присутствующий в стене, и оказались на втором этаже, вскарабкавшись по куче обломков. В это время танки перенесли собственный огонь на верхние этажи, благодаря чему в здание смогла проникнуть ещё одна штурмовая группа. Бойцы двух штурмовых групп смогли довольно быстро сломить сопротивление противника, при этом часть боевиков, составлявших гарнизон высотки, ушла через торец здания, а те, что присутствовали на верхних этажах, были уничтожены российскими спецназовцами. Стоит сказать, что спецназовцы довольно осторожно проводили штурм здания, и поэтому на зачистку у них ушло более двух часов.
После штурма
После захвата российские войска сразу заполнили здание, разместив внутри не только солдат, но и несколько установок ПТУР, крупнокалиберные пулемёты, а затем начали вести обстрел боевиков, находящихся в институтском городке, так как он был как на ладони. Дудаевцы предприняли попытки захватить высотку, однако высотное здание стало для них настоящей проблемой. В связи с чем идущие на штурм боевики уничтожались огнём российских солдат, оборонявших «Свечку». Помимо этого, захватив высотное здание, российские войска получили возможность эффективно проводить корректировку огня. После того, как здание было захвачено, в него вошли бойцы восточносибирского СОБРа, которые удерживали высотку, отбивая контратаки боевиков.
Нужно отметить, что боевики предпринимали попытки вернуть собственный контроль над зданием до середины января, однако, несмотря на очень жестокие бои, российские войска уже перехватили инициативу. Кроме того, в середине января по соседству с высотным зданием Института нефти и газа российским войскам удалось захватить военный колледж, а затем и ещё несколько зданий, расположенных южнее. В результате этого войска, продвигающиеся с больничного городка, смогли продвигаться вдоль берега Сунджи в сторону квартала, где располагались правительственные здания, а также Президентский дворец. За этот квартал были очень жестокие бои, однако именно спецназовцам удалось взломать оборону противника и таким образом открыть российским войскам путь к дворцу Дудаева.