Давать советы насчёт выращивания роз я могу очень слегка.
Пять летних и четыре зимних сезона - это слишком мало, тем более, что характер помешательства это занятие приобрело у меня только в прошлом году. Первый год - всего одна роза. На следующий год - вторая. На третий их было восемь. Сейчас шестьдесят.
Конечно, за это время я получила определенные навыки и сделала определенные выводы. Могу, например, подробно рассказать о тех сортах, которые у меня растут.
Но давать советы насчет болезней роз и их лечения - это слишком даже для такой самонадеянной особы, как я.
И все-таки: вдруг это кому-то пригодится? Тому, кто стоит перед своей розой в полном отчаянии, как я две недели назад?
Нового-то ничего под луной нет, а вот с напастью этой я справилась на "раз-два".
Напасть эта - бордовые пятна на листьях роз. И характер у нее вполне тянет на эпидемию - знаю, что жалуются многие. И видят ее впервые. Откуда только взялась....
Болезнь поражает только листья, не затрагивая ни побеги, ни бутоны. Больные розы продолжают цвести на голых стеблях, поскольку больные листья массово опадают.
Болезнь проявляется поначалу в виде тёмно-бордовых крапинок, которые увеличиваются, превращаясь в неправильной формы пятна. Лист, как я уже сказала, опадает.
Может быть, не так уж и опасна эта пятнистость - все равно скоро на покой, обрежем мы листья нашим розам...Однако здоровая блестящая листва в эти последние недели не помешает ни одной розе. Тем более, что болеют не только розы! Похоже, и у гортензий есть проблемы.
Зато канадских роз болезнь не коснулась. И не только 'Луизы Багнет' - та вообще больше похожа на шиповник - но и роз 'Квадра' и 'Ламберт Клосс'. Устояли флорибунды Дойче Вэлле и Лавендер Айс.
До кучи у меня обнаружилась еще какая-то грибковая гадость, да еще на любимом Шарле (роза 'Шарль де Голль'): мелкие белые высыпания с черной серединой.
А про черную пятнистость я вообще молчу.
Так вот - Майя, автор всем известного канала о розах, сделала предподожение, что напасть эта называется "новой пятнистостью". Книга из ее домашней библиотеки давала ряд советов, как напасть побороть. В том числе с помощью медьсодержащих препаратов.
Радостно свидетельствую, что даже однократное применение препарата "Оксихом" (10г на 5 л воды) останавливает болезнь полностью. Хотя для верности я через неделю прошлась еще и "Орданом".
"Оксихом", конечно, оставляет на листьях свои пятна - белесоватые, но это пустяки, учитывая, что мы получаем здоровые розы, которые - от радости, что ли? - начинают цвести, как не цвели летом. Таких огромных цветов у своей 'Черной магии" я вообще никогда не видела.
Шарль де Голль исцелился заодно и от второй заразы.
И черная пятнистость притихла - за неделю ни одного черно-желтого листа.
И ещё. Кажется, ясно, откуда это взялось.
Напротив моего дома есть огромная ветла - растет, сколько я себя помню. Листья с ветлы летят ко мне за забор.
Эти листья все в бордовой пятнистой гадости.
А если вспомнить, как этим летом страдали конские каштаны!
Похоже, деревья и удружили.
У меня есть второй розарий, далеко за домом, куда ветле не дотянуться. Ни одного пятна ни у одной из двенадцати роз.
Только бы не сглазить.