Найти тему

Скорочтение, для детей ли?

Основы метода зародились еще в конце 19 века. Эмиль Жеваль, французский врач, заметил, что во время чтения глаз человека по нескольку раз возвращается к уже прочитанному, тем самым увеличивая время, за которое воспринимается один кусок текста. Эта особенность, по мнению врача, увеличивала время чтения. Идея заинтересовала и других ученых, навык чтения и его особенности подверглись глубокому разбору и анализу.

Через почти сто лет, в 1958 году, учительница Эвелин Вуд представила общественности способ «Динамического чтения».

Самая ранняя русская книга, которую мне удалось найти, датирована 1973 годом за авторством Виктора Пекелиса: «Твои возможности человек». Согласно аннотации скорочтению в книге посвящалась всего одна глава:

«Умение читать быстро – это свойство высокоорганизованного ума, концентрированного внимания, натренированного зрения. Этим умением обладали такие гении человечества, как Марк и Ленин, Пушкин и Чернышевский».

Автор приводит недостатки обычного чтения – «фонетизация» или привычка проговаривания про себя читаемых слов. И обращает внимание на важное умение следить за основными мыслями и идеями, содержащимися в тексте, пропуская ненужные детали.

«Как же ускорить процесс чтения – методика обучения, в конечном счете, пишет автор — основана на развитии памяти и внимания. Необходимо научиться – водить глазами по тексту сверху вниз, а не слева направо. Схватывать группы слов за один взгляд и стараться меньше останавливаться и повторно прочитывать слово или фразу».

В 90-е эта система активно внедряется в школах. Но довольно своеобразно. Я не помню, что бы нам давали эту методику. Мы просто садились напротив педагога, включался секундомер, и мы читали вслух. Затем подсчитывалось количество успешно прочитанных слов, и иногда спрашивали о смысле прочитанного.

Стресс, испытываемый при этом «прочтении», лично для меня, скатывался комком в горле и сердцебиением в ушах. Уже тогда я понимала, что подобные «техники» делают чтение механическим, бессмысленным.

Когда мой ребенок пошел в школу, я спросила у учителя младших классов: в чем смысл такого испытания? Увы, ответом мне было – так написано в программе. И это меня ужаснуло.

Много позже я узнала, что скорочтение – способ больше подходящий для чтения технической, научной литературы. Потому что суть художественной заключается погружении в мир повествования. А сделать это при скорочтении невозможно.

Зачем его дают в школах, но без конкретной методики? Думаю, потому что объемы школьной программы очень большие, успеть все практически нереально. Именно поэтому на лето задают книги из основной программы. Так появляется хоть какой-то шанс, что у ученика будет время на прочтение, под бдительным оком родителя, разумеется.

На мой взгляд, скорочтение убивает всю суть познания. Но очень отвечает современности, где сесть и подумать – роскошь, доступная единицам.

Поделитесь в комментариях: владеете ли вы этим методом, возможно, он вам помог в чем-то?

А у меня на этом все, будьте здоровы и прислушивайтесь к своим детям. Ставьте лайки, подписывайтесь. До следующего текста!