В свои тридцать с небольшим Вадим убежден, что личная жизнь – это сложность или даже невозможность. На вопрос почему, он отвечает, что из-за штуковины на голове. Молодой человек не слышит, потому использует специальный протез, установленный в ходе операции, - кохлеарный имплант. У него есть внешняя часть – процессор – расположенный на ухе. Он так и выглядит как наушник.
- Девчонки, когда его видят, то сразу шарахаются, - рассказывает Вадим про свой имплант.
- Не может быть, - возражаю я, будучи привыкшей к тому, что у всех моих пациентов такие «наушники», а то и два.
- Я им говорю, что это – связь с потусторонним миром, - шутит, - как я буду тебя с родителями знакомить, так спрашивают меня девчонки.
На самом деле, если убрать с уха эту штуковину, то имплантированный человек слышать не будет. Совсем. Ничего. Да, он может многое прочесть по губам. Но это требует дополнительных усилий как от него самого, так и от любого собеседника. Поэтому делает общение нетипичным. Конечно, может пугать.
В 15 лет от перенесенного гриппа парень потерял слух. Все предпосылки указывали, что дело серьезно обстоит, но молодой человек их игнорировал. Он не лечился и думал, что само пройдет. И так совсем оглох. И 15 лет – половину своей жизни – не слышал. Рассказывает, что тогда сильно разочаровался в людях и ушел в лес. Строить. За время жизни без слуха научился очень многому. Он строит все – дома, бани, заборы, а также может выполнить любую работу руками. На «ты» с сантехникой, да и вообще с любой техникой.
С точки зрения профессионала в отрасли реабилитации нарушенной функции я могу сказать, что качество речи у молодого человека совершенно. То есть любой очевидец, кто послушает, как общается мужчина, никогда и не подумает, что он не слышит. Типично для длительного периода глухоты, что речь приобретает специфический оттенок – назальность. Это происходит потому, что неслышащий не имеет возможности контролировать собственную голосоподачу. Речь «расстраивается», приобретает носовой оттенок. Чем длиннее период глухоты, тем больше страдает речь. У глухих, которые не слышат с рождения и не используют протезы, даже, если иовладевают вербальной коммуникацией, то она точно будет со специфическим оттенком. Его так и называют глуховским. Потому человека с нарушенным слухом заметно даже простому обывателю, в роду которых ТАКИХ не было.
Но Вадим говорит без особенностей. Голос его мужественный, красноречиво гласит о том, что мужчина в себе уверен. Небезосновательно, стоит заметить. Он в своей сфере успешный и востребованный специалист, у него отличный рейтинг на сервисе Профи.ру, например. Это показательно. Причем заработал он его, рейтинг свой, еще без слуха. Знакомясь с новым клиентом, Вадим просил ему писать в мессенджерах, а не звонить. Потому что беседа таким образом не была возможна. Разговор по телефону и голосовые сообщения – опция и сейчас повышенной сложности для парня. Требует доработки. Многих это настораживает. Но Вадим просил четко ставить задачи письменно, и он их выполнял на 100 возможных процентов. Так и заработал себе высоких оценок как исполнитель разных задач.
Слух появился только несколько месяцев назад. Он пережил операцию кохлеарную имплантацию. И услышал. Но первый опыт прослушивания с кохлеарным имплантом был не самым радужным. Протез нуждается в периодической индивидуальной настройке. И вот первичную ему сделали неадекватную, затем, чтобы ситуацию разрешить, мы с ним и встретились. При знакомстве Вадим мне рассказал, что ему сделали 5 программ прослушивания, построенные одна громче другой. И было велено освоить все пять за полгода. Но он смог дойти только до третьей и никак не в силах выдержать громкость четвертой. При том он слышит все вокруг громко, фоновые звуки заглушают речь собеседника. Сам для себя он тоже звучал до моей настройки несносно громко. Вообще понимания зачем нужна настройка у Вадима сформировано не было. Он пришел потому что ему сказали НАДО. Думал, что я сделаю следующие 5 программ еще громче, чем его пятая, до которой он и не дошел. От того испытывал легкий ужас…
По итогу нашей встречи мы сделали еще несколько новых программ, которые отличались вовсе не громкостью. Одну из предложенных программ он выделил сразу приоритетной, потому что она ему слишком понравилась: и комфортной громкостью, тем, что речь собеседника стала внятно слышной, а фоновые звуки встали на свое место. Но и альтернативные программы я записала ему в процессор на разные случаи жизни. Хотя уверена, что он так и будет использовать одну программу, которая ему полюбилась сразу. Мне показалось, что молодой человек уходилдовольным.
В ходе встречи Вадим говорил о том, что личная жизнь в серьезном смысле не клеится. Потому что обыватели, то есть обывательницы на процессор, расположенный на ухе смотрят с недоумением, мягко говоря. Инвалидность по слуху пугает девушек. По его субъективному мнению отталкивает. Он, конечно, не похож на закомплексованного, но второй половинки у молодого человека нет.
- Знаете, какие они мне вопросы задают, если я знакомлюсь?
- Сколько вы зарабатываете, - опережаю я.
- Да, чем занимаюсь и чем зарабатываю. Помимо того, что это за штуковина у меня на голове… - негодует.
Я понимаю, это раздражает. Это в кругу моего профессионального общения, где все знают и понимают о кохлеарной имплантации, относятся к процессору на голове как очкам на носу, у тех, кто испытывает проблемы со зрением. Но для новичка, кто никогда не слышал о том, что такое глухота и кохлеарная имплантация как метод коррекции, к «наушнику» относятся как к связующемузвену с потусторонним миром… Короче, адекватного восприятия не формируется, да и Вадим не спешит всем и каждому сообщать о глухоте, методу коррекции и про процессор импланта, как и том, что он успешный специалист и предприниматель. А потому завидный жених. Но для порядочной девушки, которая бы обратила на него внимание не за финансовую успешность. Вот и шутит, не считая нужным рассказывать всем и каждой о своих особенностях.
Хотя, быть может, если бы он рассказал, что для того чтобы слышать и полноценно общаться и нужно носить процессор на ухе, то может и не пугало бы это потенциальных кандидаток. Но Вадим, который привык справляться по жизни без слуха и дам, не позволяет себе снисхождений. Суждено, значит найдется та самая. И несмотря на уверенность в себе и профессиональную успешность, мужчина не имел опыта сожительства в паре, потому, думаю, что новизна ощущений может настораживать. Не пугать, а именно настораживать. Ведь Вадим не из пугливых.
Вадим живет в Томске. Работает по всей Сибири. Но суженая не нашлась. Хотя, думаю, поиском никто и не озадачивался. Но смела спросить у молодого человека и предложить свою помощь. Так у него открылась страничка в запрещенной ныне сети и даже наполнилась несколькими фотографиями. Девчата, очень рекомендую к знакомству завидного жениха Вадима. Он, кстати, еще весьма галантен. Пока мы работаем в Томске он нас балует ароматным кофе.