Найти тему

«Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах…», или Жизнь советского поэта Евгения Долматовского, рассказанная им самим


Читайте Долматовского! Его «Добровольцев», ставших литературной основой одного из самых знаменитых советских фильмов, его лирическую публицистику, по качеству если кому из современников и уступавшую, так разве что Луговскому и Симонову, а по количеству, пожалуй, только Евтушенко.
Слушайте его песни, певшиеся в свое время, наверное, всеми профессионалами, да и до сих пор звучащие в домашних застольях старшего поколения. Да иной раз и по телевизору…

Взять хоть ту же «Лизавету»:

Ты ждешь, Лизавета
От друга привета
Ты не спишь до рассвета
Все грустишь обо мне
Одержим победу, к тебе я приеду
На горячем боевом коне.


или «Случайный вальс» :

Хоть я с вами почти незнаком
И далёко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова
Возле дома родного.
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоём,
Так скажите мне слово,
Сам не знаю о чём.


или «Любимый город может спать спокойно…».

И таких вот всенародных песен вместе с композиторами Н. Богословским, М. Фрадкиным, М. Блантером Долматовский сочинил добрых полтора десятка. А вообще-то текстов для песен у него не намного меньше, чем у Роберта Рождественского. Пусть многие теперь забыты, да и поначалу хитами не были, зато и подлинные шедевры создавались. Сам Долматовский в мемуарах говорил, что судьбы песен неисповедимы, и какая именно прогремит, угадать невозможно.

А стихов и поэм он написал великое множество. Был ли при этом великим поэтом? Конечно, нет. Но и рядовым стихотворцем Долматовский тоже не был. Он был мастером, профессионалом, и многолетним преподавателем в Литинституте, человеком легким, веселым, контактным. Он знал всех, и все знали его.

Евгений Аронович Долматовский (5 мая 1915 - 10 сентября 1994 )
Евгений Аронович Долматовский (5 мая 1915 - 10 сентября 1994 )

В Сети есть очень интересные интервью с внучкой поэта Татьяной Долматовской и его сводным родственником, политологом Сергеем Карагановым, где они рисуют живой человеческий образ Евгения Ароновича:

Журнал "Москвич mag"

Газета "Аргументы и факты"

-2

В поздние годы поэт пришел к прозе, что закономерно, а в случае Долматовского, в творчестве своем отразившего небывалую эпоху с ее небывалыми подвигами и трагедиями, естественно и необходимо – и ему самому, и потомкам.

Именно о прозе поэта я и буду здесь рассказывать. Но прежде скажу еще несколько слов о его судьбе.

Евгений Аронович Долматовский родился в 1915 году, в Ростове-на-Дону, в еврейской семье. Деды его с обеих сторон были купцами, родители – сочувствующими революционному движению интеллигентами. Отец поэта был адвокатом, впоследствии выступал в роли защитника на «шахтинском» процессе и на процессе по делу о вредительстве на советских электростанциях. Между прочим, был в приятельских отношениях с Вышинским, который, естественно, и не вспомнил о нем, когда того арестовали, и не узнал прекрасно известных ему жену и сына бывшего товарища и коллеги, пришедших к прокурору узнать о судьбе мужа и отца.

Арон Долматовский был объявлен врагом народа, осужден тройкой и расстрелян в начале 1939 года.

Родители Е. Долматовского
Родители Е. Долматовского

С клеймом сына врага народа молодой поэт, рвавшийся на фронт, вынужден был начинать взрослую жизнь. А что такое в 30-е – первой половине 50-х ЧСИР – член семьи изменника родины – нам уже не почувствовать, можно только попытаться понять.

Чудеса, однако, случались и в сталинскую эпоху, и не с безвестными людьми, а Долматовский безвестным не был, хоть в сорок первом и числился полгода пропавшим без вести. Уже в подростковом возрасте он печатался в «Пионерской правде» и полемизировал с популярнейшим тогда поэтом Владимиром Луговским, а в 1934 году был в числе студентов Литинститута приглашенным участником Первого съезда советских писателей.

Долматовский – участник строительства первой линии московского метро, о чем подробно рассказал и в романе в стихах «Добровольцы», и в мемуарной книге «Было».

Но прежде всего, важнее всего - его военная судьба. В качестве военкора он был участником и свидетелем всех военных событий, начиная с конца 30-х (кроме войны в Испании). В 1941-м он буквально прорвался на фронт и встретил Великую Отечественную на границе, от которой вместе со своей фронтовой газетой и армией с боями отступал до украинского села Подвысокое, где в лесном урочище Зеленая брама принимал, уже в полном окружении, смертные бои с нацистами, был ранен в голову и в руку, до неузнаваемости обмотан санитаркой бинтами и так попал в плен, в знаменитый концлагерь Уманская яма, откуда сумел бежать. А не повязка бы – непременно был бы расстрелян как еврей и комиссар. Скитался по оккупированной Украине, был спасен – и не раз - крестьянками, одну из которых до конца жизни считал своей второй матерью, выхожен ими, и уже глубокой осенью сумел перейти линию фронта. Разумеется, прошел жёсткую проверку в НКВД, с которой ему вновь повезло, и вернулся в строй. Закончил войну в Берлине, был свидетелем капитуляции фашистской Германии, близко дружил и работал вместе с крупнейшими военным операторами Романом Карменом и Евгением Халдеем.

Все это Долматовский рассказал сам, в книгах «Зеленая брама», «Было», лучшие главы из которой неоднократно перепечатывались в разных изданиях, в том числе и в обоих его трехтомных собраниях избранных сочинений, и «Очевидец» - последнем сборнике мемуарных рассказов, увидевшем свет уже после смерти писателя.

Написанные очень живо, пестрящие множеством историй, портретов, неизменно оптимистичные, исполненные своеобразного юмора (как в песне: «Эта радость, со слезами на глазах») и в то же время глубокого знания и понимания эпохи, они, будучи, по существу своему, документальными, читаются, однако, как высоко художественные произведения, равноценные его лучшим стихам, а, на мой взгляд, и превосходящими их не только по широте охвата исторических событий, но и по глубине их осмысления. Иными словами, «презренной прозой говоря», поэту удалось сказать о времени и о себе больше и лучше, чем в поэтических сроках.

Здесь достаточно, наверное, привести только один пример. Первой встречей вернувшегося к своим из плена Долматовского была встреча в редакции с тем, кто видел его перед пленом последним, - с Александром Трифоновичем Твардовским. Как рассказывает поэт, оба замерли, как изваяния, заплакали и долго не могли вымолвить слова, ведь все друзья, близкие и коллеги «давно уже меня похоронили».

Документальная повесть «Зеленая брама» посвящена героической гибели 6-й и 12-й армий, принявших последний бой в окружении в лесу на правобережье реки Синюха около села Подвысокое Новоархангельского района Кировоградской области Украины, ликам павших, поиском выживших и их судьбам, трагическому пути генералов окруженных армий, жестокой и высокой трагедии сорок первого.

-7


Эта вещь, пожалуй, несколько затянута и может даже показаться скучноватой, но создавалась она в те годы, когда о трагедии сорок первого в обществе почти ничего не знали, а цензура старалась не пропускать в печать нечего, кроме ею же разрешенного. Эта книга стимулировала поисковую деятельности множества людей Советского Союза, благодаря ей были восстановлены добрые имена многих героических защитников страны и восстановлена справедливость по отношению к памяти мужественных советских воинов.

Мемуарная повесть «Международный вагон» представляет собой рассказ о поездке Долматовского в Париж, хотя последний появляется лишь в завершающей книгу строке – упоминанием о прибытии поезда на парижский вокзал. Здесь перед читателем вновь проходит череда лиц пассажиров вагона – наших граждан и иностранцев, порядочных людей и прохиндеев, то рассказывающих автору свои истории, то чередующихся с воспоминаниями Долматовского и размышлениями его о веке и великой войне.

Та же главная тема – Великая Отечественная – становится стержневой и в отдельных очерках писателя о друзьях-товарищах – поэтах, писателях, журналистах, военкорах, о которых Евгений Долматовский пишет с неизменным пиететом, с признательностью и, как сказано в стихотворении В.А. Жуковского, «с благодарностию – были». Кто они, его друзья и сослуживцы? Константин Симонов – друг с юности, чьим душеприказчиком пришлось по просьбе Константина Михайловича стать Долматовскому после смерти автора великого стихотворения «Жди меня» и первых больших романов, осмыслявших историю Великой Отечественной войны. Василий Гроссман, сугубо штатский и бесстрашный военкор, впоследствии создавший гигантский эпос о Сталинградской битве «За правое дело» и «Жизнь и судьба», Борис Горбатов, Илья Эренбург, Александр Твардовский, репрессированный в конце 30-х и, вероятно, самый знаменитый журналист той эпохи Михаил Кольцов, композиторы, музыканты, исполнители…

-8

Самыми проникновенными, самыми печальными и для меня самыми значительными очерками в книгах «Было» и особенно «Очевидец» стали рассказы о Симонове, Кольцове и Гроссмане. Они открывают читателю их лица «в необщем выражении», передают их живую речь и, конечно, подталкивают вновь и вновь перечитывать «Живых и мертвых», «Испанский дневник» и «Жизнь и судьбу». А перечитывая великие книги, даже и не в первый и не во второй раз, ты все больше и больше узнаешь не только о войне, но – главное – о самой эпохе, о ее людях – между прочим, твоих предках, пусть и непрямых.

Потому и закончу эту статью о поэте, его песнях, поэмах и воспоминаниях «о времени и о себе» тем, с чего начал: «Читайте Долматовского!».
А если уже читали раньше – перечитывайте: его книги того достойны.

Иллюстративный материал из общедоступных сетевых ресурсов,
не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.