Найти в Дзене

Работники джинсовой фабрики в Таиланде обвиняют британский супермакет Tesco в принуждении к труду

С 2017 по 2020 год бирманских рабочих в Таиланде принуждали шить джинсы, джинсовые куртки и другую детскую и взрослую одежду бренда F&F для тайского подразделения британского супермаркета Tesco. Им приходилось работать по 99 часов в неделю за незаконно низкую плату в ужасных условиях.
Tesco заявили, что вещи продавались только на тайском рынке, хотя некоторые ярлыки на одежде были англоязычными. Доходы от продаж в Таиланде возвращались обратно в Великобританию.
Tesco грозит исторический иск в Великобритании от 130 бывших работников VKG (VK Garment Factory), которые обвиняют компанию в халатности и необоснованном обогащении. Это первый случай, когда британской компании угрожают судебными разбирательствами в британском суде из-за иностранной фабрики в цепочке производства, которой она даже не владеет.
Фабрика находится в Мае Сот, городе на границе с Мьянмой, который зависит от трудовых мигрантов и который за последнее десятилетие уже заработал репутацию «дикого запада» в отношении пра
Оглавление

С 2017 по 2020 год бирманских рабочих в Таиланде принуждали шить джинсы, джинсовые куртки и другую детскую и взрослую одежду бренда F&F для тайского подразделения британского супермаркета Tesco. Им приходилось работать по 99 часов в неделю за незаконно низкую плату в ужасных условиях.

Tesco заявили, что вещи продавались только на тайском рынке, хотя некоторые ярлыки на одежде были англоязычными. Доходы от продаж в Таиланде возвращались обратно в Великобританию.

Tesco грозит исторический иск в Великобритании от 130 бывших работников VKG (VK Garment Factory), которые обвиняют компанию в халатности и необоснованном обогащении. Это первый случай, когда британской компании угрожают судебными разбирательствами в британском суде из-за иностранной фабрики в цепочке производства, которой она даже не владеет.

Фабрика находится в Мае Сот, городе на границе с Мьянмой, который зависит от трудовых мигрантов и который за последнее десятилетие уже заработал репутацию «дикого запада» в отношении прав работников. Истцы считают, что Tesco должна была знать, что регион печально известен эксплуатацией.

Вот о чем сообщают работники фабрики:

  • им платили менее четырех фунтов в день, в зависимости от того, как много они сделали, и им приходилось работать с 8 утра до 11 вечера с единственным выходным в месяц (при этом минимальная оплата труда в Таиланде тогда составляла семь фунтов за восьмичасовой рабочий день);
  • более 12 человек сообщили, что фабрика открыла им счета в банках и затем конфисковала их карточки и пароли, чтобы сделать вид, что они получают установленный минимум оплаты труда, тогда как на самом деле им платили меньше наличными;
  • на них кричали менеджеры на фабрике и угрожали им, если они не работали сверхурочно и не выполняли план;
  • по крайней мере раз в месяц им приходилось работать 24-часовые смены, чтобы выполнить огромные заказы F&F, и они были настолько измучены, что засыпали за швейными столами;
  • некоторые получили серьезные травмы: один мужчина разрезал себе руку, когда нес опасный тяжелый оверлок — ему потребовалось 13 швов; другой потерял кончик указательного пальца, разрезав его на машинке для пришивания пуговиц при изготовлении джинсовых курток;
  • большинство рабочих рассчитывали на VKG, которые должны были обеспечить им иммиграционный статус, и некоторые сообщили, что фабрика держала у себя их документы, удерживая их в долговой кабале;
  • размещение на фабрике представляло собой переполненные комнаты с бетонными полами для сна и грязной водой из пруда в ведре для мытья; у большинства комнат не было дверей, только занавеска.

Tesco заявили, что защита прав всех участников их цепочки поставок абсолютно необходима и что если бы они узнали вовремя о таких серьезных нарушениях, как эти, то сразу прекратили бы свое сотрудничество с VKG.

Tesco начали работать с фабрикой в 2017 году, несмотря на то, что их собственная первоначальная проверка выявила некоторые проблемы, которые, по мнению экспертов, уже должны были стать тревожными сигналами.

Tesco не участвовали в повседневной работе фабрики — за исключением установления и проверки стандартов и размещения заказов. В беспрецедентном деле, тем не менее, рабочие пытаются привлечь к ответственности именно компанию за то, что она не смогла защитить их.

Tesco получила £2.2 млрд прибыли в 2020 году — когда ее тайское крыло в последний раз сотрудничало с VKG.

Вин Вин Миа (Win Win Mya), 53 лет, которой приходилось убирать обрезки ткани с полов за три фунта в день, считает: «Они получили прибыль за счет нас. У них она уже есть, а у нас ничего нет».

Ухищрения компаний для снятия ответственности

Эксперты по охране труда говорят, что такие крупные бренды, как F&F, намеренно передают на аутсорсинг производство вещей и аудит фабрик, чтобы избежать ответственности и репутационных рисков, при этом сохраняя низкие цены и защищая собственную прибыль.

Дело, которым занимается юридическая фирма Leigh Day, оспаривает структуру аутсорсинга. Оливер Холланд (Oliver Holland), адвокат рабочих, говорит: «Tesco — одна из самых прибыльных компаний Великобритании, и наши клиенты считают, что она получает огромную прибыль за счет аутсорса производства, в том время как рабочие зарабатывают очень мало, работают сверхурочно и в отвратительных условиях. Это делается исключительно для получения прибыли компанией в Великобритании, и чтобы покупатели могли приобретать очень дешевую одежду. Вещи, которые стоят, как F&F, скорее всего, наносят вред где-то в цепочке поставок — и это то, что мы видим в этом деле».

Иск был подан в Верховный суд и, как ожидается, будет рассмотрен в следующем году. К ответственности также привлекается Ek Chai, бывшее тайское подразделение бизнеса Tesco до того, как оно было продано Charoen Pokphand Group в декабре 2020.

Иск также предъявлен аудиторам компании Intertek. Адвокаты уверены, что такое впервые, когда социальный аудитор был привлечен к подобному делу.

Intertek Таиланд проверял фабрику регулярно, но не нашел серьезных нарушений до июля 2020 года, когда рабочие забили тревогу из-за своих условий труда. Работники сообщили, что фабрика получила результаты проверки аудиторов и что менеджеры VKG заставляли их лгать.

В разоблачающем отчете аудиторов указано, что 9 из 26 интервьюируемых работников сказали, что им не выплачивали дневную норму или минимальную зарплату, что они работали по воскресеньям и боялись рассказать об этом.

Также один работник рассказал, что его банковскую карточку забрали, и аудиторы сделали вывод, что невозможно проверить, соблюдает ли фабрика ставки по часам, выплатам и премиям из-за несостыковок в записях VKG.

Tesco получили аудиторский отчет в августе 2020, но VKG все еще оставались их поставщиком — до продажи Ek Chai в декабре 2020. Tesco сообщили, что немедленно приняли во внимание расследование и решили прекратить сотрудничество с поставщиком, но не успели этого сделать до продажи бизнеса.

Борьба в правовом поле

В августе 2020 года 136 работников VKG уволили — они говорят, это произошло после того, как они попросили увеличение оплаты и улучшение условий в связи с аудиторской проверкой. Они попытались добиться компенсации напрямую у фабрики.

В октябре того же года рабочие подали иск в департамент по защите труда и социального обеспечения Таиланда. Они заявили, что они имеют право на выплату полной зарплаты за два года, выплаты за работу в традиционные выходные, переработки, оплату отпускных и еженедельных выходных. Однако департамент постановил выплатить только компенсацию за увольнение.

Тогда дело перешло в тайский суд по трудовым делам, который пришел к тому же заключению. Ничего не было выплачено, и в ближайшее время работники планируют подать апелляцию. Большинство рассчитывает на дело в Британии.

Тайские эксперты по трудовому законодательству и адвокаты считают, что дело в Таиланде провалилось частично из-за того, что VKG ссылалось на отчеты аудиторов, подготовленные Intertek, которые компания считает недостаточными, так как до 2020 года аудиторы говорили, что VKG работает с соответствии с трудовым законодательством.

Дэвид Уэлш (David Welsh), руководитель Центра солидарности Таиланда (Solidarity Center Thailand), считает, что суды принимают сторону работодателей и что Мае Сот находится на очень далеком «диком западе» глобальной цепи поставок. Уэлш говорит, что Мае Сот характеризуется слабым законодательством, плохими зарплатами и условиями труда, отсутствием доступа к профсоюзам и использованием мигрантской рабочей силы с очень низкой либо никакой правовой защитой.

Черит Мизит (Charit Meesit), адвокат, который представлял рабочих в тайских судах, борется с трудовыми нарушениями 42 года. По его мнению, власти знают, что происходит, но закрывают глаза. «Судам в Таиланде нужно более активно вмешиваться и делать больше. То, что я видел в течение очень и очень долгого времени, — это то, что работодатели злоупотребляют системой».

Реакция Tesco

Представитель Tesco заявил: «Защита прав каждого, работающего в нашей цепочке поставщиков, — абсолютно неотъемлемое условие для нашего бизнеса. Чтобы поддерживать наши строгие стандарты соблюдения прав человека, мы внедрили жесткий процесс аудита на местах по всей цепочке поставок и во всех сообществах, где мы работаем. Любой риск нарушения прав абсолютно недопустим, но в очень редких случаях, когда это происходит, мы берем на себя ответственность убедиться, что с этим покончено должным образом и что права и свободы работников соблюдаются. Обвинения, изложенные в этом отчете, невероятно серьезны. Если бы мы обнаружили такие нарушения, как эти, когда они были совершены, мы бы немедленно прекратили наше взаимодействие с этим поставщиком. Мы понимаем, что суд Таиланда назначил компенсации тем, кто подавал иск, и мы будем и впредь призывать поставщика возмещать любые полагающиеся работникам выплаты».

Сирикул Татьявонгпайбул (Sirikul Tatiyawongpaibul), исполнительная директорка VKG, назвала обвинения слухами и сказала, что они будут изучены в суде и не могут быть прокомментированы, учитывая, что их рассмотрение продолжается. По ее словам, «правила компании соответствуют трудовому законодательству Таиланда, трудоустройство и рабочие условия соответствуют описанным департаментом по защите труда и социального благосостояния и клиентами. Компания борется в деле только на основании фактов и не планирует останавливать деятельность. Компании важно добиться справедливости по судебным законам Таиланда».

Представитель Intertek заявил: «Как ответственная компания, мы серьезно относимся к тем вопросам, о которых вы говорите. Мы также отметим, что эти вопросы сейчас рассматриваются в правовых процессах Таиланда и Великобритании и поэтому мы не можем комментировать, пока разбирательства продолжаются».

Перевод Фонда «Безопасный дом». Источник