Склонны ли мы переоценивать наших детей в делах, конкретно - по результатам? Думаю, да. Не без того. Каждый имеет право возразить: мол, ни капли не причастен, блестяще объективен. Очень даже может быть. Я-то уверенно полагаю, что регулярные сторонние взгляды - залог успеха в профильной педагогике. И это основной фактор моего системного несогласия с философией семейного образования (есть другие).
Контроль незаменим - в идеале, контроль ежедневный. Касательно ДМШ, я уже многократно писала: мой выбор - как можно более частые встречи детей с "родными", ближайшими педагогами (сочтём их базовым уровнем критики со стороны). Для меня принципиально важно, чтобы учительская оценка, пусть и по разным предметам, в совокупности, настигала моих ребят пять-шесть раз в неделю. А далее, уже намного реже, на правах особого события - концертно-зачётный, конкурсный, экзаменационный план, предполагающий независимые суждения. Как минимум, каждые месяц-полтора! Это нормальный тонус для роста, иначе - расслабленность, кружковость. И ведь речь не о цифрах, но о здоровой, продуктивной мере ученического стресса. Если, конечно, школьнику и его семье сколько-нибудь интересен приобретаемый уровень.
Мой любимый глагол, применительно к музыкальному образованию - "показаться". Прийти на урок = продемонстрировать учителю, что именно удалось прибавить, улучшить, глубже понять, тоньше услышать. Отталкиваясь от новой отправной точки, вдохновлённый преподаватель наметит следующий ориентир. Я не вижу альтернативы такому сценарию занятия - конкретно в делах исполнительских. Положа руку на сердце, и в теории музыки, сольфеджио - многое из этого актуально неизменно.
При всём моём идейном неприятии собственного "внешнего" репетиторства, организовывать и рихтовать дочку с сыновьями... для меня острейшая потребность, на сегодняшний день. Несмотря на то, что по природе я лидер и иногда даже диктатор, - здесь послушно ухожу на вторые роли, получаю свою порцию удовольствия в образе подмастерья, транслятора, младшего помощника, технического ассистента.
Нина учит Вальс Шопена. Играет уже довольно свободно, хотя и не в окончательном темпе. Одновременно пропевает всю мелодию "нотками", крепко эксплуатируя все две октавы желаемого диапазона. В общем-то, звучит весьма эстетично, крайне эмоционально, детализированно, на мой взгляд - точно по авторскому замыслу, свежо, естественно. Наконец! Она играет "слухом", как дОлжно, как оптимально для музыканта-теоретика. И да, играет с превеликой радостью.
А я ведь знаю: то мысли родителя, то материнские восторги, не более того. Они имеют право на существование. Тем не менее, здесь всего лишь первый этап познания, первый робкий шаг на пути к качеству, к абсолюту.
Смиренно готовлю детей к уроку. В понедельник специальность - у всех троих, до специальности доросших.