Страны ЕС запрещают въезд на территорию государств на авто с российскими номерами. Кроме того, запрещен провоз некоторых личных вещей, несмотря на то, что запрет распространяется именно на импорт определенных товаров. Что делать на границе при столкновении с такими трудностями, рассказали опрошенные РБК специалисты.
15 сентября Финляндия объявила, что с 16-го числа автомобили с российскими номерами не будут пропускаться на территорию страны. Кроме того, уже ввезенные в государство автомобили с российской регистрацией должны покинуть страну в течение полугода – до 16 марта 2024 года. Таким образом, Финляндия стала четвертой страной, которая ввела такие правила. До этого об аналогичных ограничениях заявляли в Эстонии, Латвии и Литве.
Еврокомиссия 8 сентября опубликовала рекомендации для стран — участниц Евросоюза о том, как следует применять санкции, введенные в отношении России еще в 2022 году и предполагающие запрет на ввоз в ЕС широкого спектра товаров. В своем разъяснении ЕК сообщила, что ограничения распространяются в том числе на личный автотранспорт граждан РФ с российскими регистрационными номерами, даже если предполагается въезд в туристических целях.
12 сентября ЕК скорректировала свои разъяснения. Как уточнили в ведомстве, формально ст. 3i запрещает ввоз в страны ЕС любых товаров из приложения XXI, включая автомобили, если эти товары вывезены из России, однако возможны исключения. Тем не менее автомобили — это категория товаров, которая может быть использована для обхода санкций, поэтому национальные таможенные органы «должны уделять им особое внимание».
В конце июня очевидцы рассказывали, что власти Германии при попытке въехать в страну на автомобиле с российскими номерами начали арестовывать машины. Причем это коснулось в том числе и тех, у кого есть вид на жительство или гражданство в другом государстве. Пострадавшим инкриминировалось нарушение закона ФРГ «О внешней торговле» со ссылкой на регламент Совета ЕС от 31 июля 2014 года № 833/2014.
Исходя из сложившейся ситуации программный директор дискуссионного клуба «Валдай» Иван Тимофеев рекомендует гражданам заранее подготовиться к путешествию. По его словам, санкционные нормы в любом случае ставят россиян в уязвимое положение, однако исполнение санкций зависит от каждого государства ЕС в отдельности.
«В одних государствах таможня может эпизодически проявлять рвение, как это произошло в июле в Германии. А в других — не доводить до абсурда. Однако условный россиянин вряд ли может знать наперед, как именно сложатся звезды», — отметил он.
Партнер практики комплаенса и санкционного права BGP Litigation Сергей Гландин рекомендует заранее узнать отношение определенной страны к провозу личных вещей, указанных в перечне из приложения XXI. К примеру, Германия не намерена пропускать через границу никакие указанные в перечне вещи, а Эстония установила запрет только в отношении автомобилей с российскими номерами.
По его мнению, въезжающему в ЕС россиянину лучше иметь с собой распечатку, где будет указано, что запрет из статьи 3i касается только экспортных операций, к которым провоз вещей для личных целей при частном визите не относится. При необходимости следует заявить таможенникам, что статья 3i запрещает экспорт из России и импорт в Европу товаров в рамках внешнеэкономической деятельности, а не ввоз личных вещей.
«Если таможенник продолжит упорствовать, лучше объяснить ему цели и задачи статьи 3i регламента, которые заключались в лишении России излишних или дополнительных экспортных доходов, в том числе от экспорта в Европейский союз. Целью не является ограничение простых лиц во ввозе на территорию ЕС вещей для личного пользования», — добавил Гландин. Таким образом, специалист не советует ввозить в ЕС больше одной новой вещи из списка, так как в этом случае таможня наверняка расценит это как ввоз «запрещенки» с целью перепродажи.