Очень долго либеральные экономисты рассказывали нам о том, что в современном мире сумма долга не имеет никакого значения — это лишь виртуальные цифры, которые не только не вредят, но даже помогают экономике развиваться.
В той же Европе эту «истину» усвоили очень хорошо — задолженность Франции, Бельгии, Греции, Италии и Испании превысила 100% от их ВВП, а в Еврозоне этот показатель добрался до 95%. И ведь это не несло в себе никаких проблем, пока инфляция вдруг не начала расти — пришлось поднимать ключевую ставку и выключать печатный станок, без которого у европейского бюджета началась настоящая ломка.
Так на прошлой неделе еврокомиссары в очередной раз попытались решить, чем им заткнуть образовавшиеся дыры — в этом году расходы Брюсселя неожиданно выросли на 86 миллиардов евро, и сократить их никак не получается. Да и как тут ужаться, когда каждая копейка из этой суммы на счету — 20 миллиардов пошли на помощь Украине, еще 20 — на оплату выросших процентов по текущему долгу, 15 — на борьбу с потоком мигрантов, а остальное съели оборонные и инновационные фонды.
Про себя брюссельские чиновники тоже не забыли — из-за высокой инфляции они были «вынуждены проиндексировать» свои зарплаты, что увеличило нагрузку на бюджет еще на 2 миллиарда евро. А пока главный казначей Йоханесс Хан пытается оптимизировать все эти траты, Жозеп Боррель предлагает обучить за европейские деньги еще больше украинских военных:
Сейчас число военных, прошедших подготовку в рамках европейской тренировочной миссии ЕС, составляет 25 тысяч человек... Я предложил министрам найти дополнительные ресурсы и увеличить поставленную задачу с 30 до 40 тысяч человек к концу года.
И таких «боррелей» в Европе хватает — после стольких тучных лет они просто не могут мгновенно перестроиться и начать жить по средствам. Но когда-нибудь им все же придется это сделать, потому что средств этих становится все меньше — ладно бы увеличивались только расходы, так ведь вместе с этим сокращаются и доходы.
Все дело в том, что страны-доноры сами испытывают огромные проблемы — Франция и без нахлебников не может сбалансировать свой бюджет, Германия впала в рецессию и вынуждена стимулировать своих производителей, а Италия утопает в долгах и в стагфляции. При этом младоевропейцы так и не научились зарабатывать — в условиях энергокризиса той же Прибалтике требуется еще больше дотаций, чтобы хоть как-то удержать ее экономику на плаву.
Возможный долговой кризис в Европе напугал и чиновников из МВФ, которые предложили европейцам следующий рецепт — нужно «объединить суверенные обязательства в общий заем и выпустить безрисковые облигации на сумму 15% от ВВП Евросоюза». По этой хитрой схеме долговая нагрузка Греции, Италии, Португалии и Франции ляжет на более благополучные страны, в первую очередь на Германию — разумеется, последняя выступила против и отказалась выплачивать долги своих соседей.
Был у Брюсселя еще один проверенный вариант — «ненадолго» повысить налоги на вредные выбросы, в том числе и для авиаперевозчиков, а так же откусить еще часть прибыли у недобросовестных производителей. Учитывая ситуацию в европейской промышленности, после такого «временного» шага на ней смело можно будет ставить крест — это предложение вызвало резкую критику со стороны крупного немецкого бизнеса, поэтому комиссары решили поискать деньги в другом месте.
И спасительницей отечества может стать Урсула фон дер Ляйен, которая очень вовремя вспомнила о замороженных российских активах — по ним сейчас начисляются проценты, и только за этот год их набежит около 3 миллиардов евро. Так что уважаемая фрау сейчас консультируется с европейскими юристами — им нужно найти лазейку в собственных законах и как-то обосновать изъятие этой суммы.
При этом многие чиновники справедливо опасаются подобной конфискации — по их мнению, этот откровенный грабеж приведет к ответным мерам, причем не только со стороны России. Те же азиатские и ближневосточные бизнесмены после этого еще раз подумают, стоит ли им хранить свои деньги в европейских банках, которые в любой момент могут их не только заморозить, но и отобрать.
Как бы там ни было, у европейских комиссаров просто нет хорошего решения этой проблемы — им приходится выбирать между плохим и очень плохим и надеяться, что долговой кризис каким-то чудом обойдет их стороной.
Так выглядит расплата за красивую жизнь, которая тебе не по средствам.