Творчество Зураба Церетели на протяжении уже многих лет является предметом оживленных споров. Что и говорить, оценки его произведениям даются далеко не однозначные. Меж тем, полвека назад ему прочили будущее великого мастера.
Приведу мнение эксперта весьма авторитетного – Пабло Пикассо! Зураб Церетели познакомился с ним в 1964 г. во время стажировки в Париже. Так вот, Пикассо писал:
«У этого молодого художника хорошее начало. Он глубоко чувствует цвет, обобщает форму. Мне кажется, он будет великим живописцем. Хорошие традиции перешли к нему от Пиросмани, творчество которого помогло мне, когда я сам был молодым художником».
Высоко отзывался о природном таланте молодого Церетели и Марк Шагал (1887-1985), живший в то время во французском Провансе
Признаться, при личном знакомстве скульптуры Церетели оставили двойственные впечатления. Не буду заострять внимание на широко известных статуях Петра I и Георгия Победоносца в Москве.
Но скажу пару слов о 2-х монументах Церетели, поставленных на ярославской земле.
Первый из них - «Медведь с рыбой» установлен в 2010 г. в парке близ КЗЦ «Миллениум».
М-да, ярославцы окрестили эту работу «трехметровой гориллой». Слишком уж противоречит вид косматого монстра сложившемуся облику благородного ярославского медведя, защитника и хранителя города.
Изображенный на гербе Ярославля «Зверь с секирой» по духу гораздо ближе к медведям Рериха. На его полотнах бурые «властители леса», то с усердием помогают святым угодникам, то зачарованно слушают мелодию пастушьей свирели. И вместе они олицетворяют несокрушимую мощь, стоящую на страже русской цивилизации: её традиций, языка и самой жизни. (Н.К. Рерих. «Сергий-строитель», «Чара звериная» и др.)
Не мудрено, что экзотический медведь-рыбак особой популярности в Ярославле не завоевал. Нет ни эмблем, ни открыток, ни сувенирных «магнитиков» с его изображениями.
Вместе с тем, памятник преподобному Иринарху, установленный близ стен Борисоглебского монастыря, показался весьма удачным.
Удлинённая, как натянутая струна, фигура полна предельного напряжения духовных сил. Вещее слово, застывшее на устах святого провидца, звучит суровым приговором иноземным захватчикам.
Тем интереснее было взглянуть на работы Зураба Церетели, представленные на выставке «Диалог во времени» в ярославском «Миллениуме».
И факт, долго их искать не пришлось - они сразу выделялись своим красочным многообразием.
Несомненно, Зураб Константинович обладает блестящим талантом колориста. Воочию его эмалевые панно будто светятся изнутри, разгораясь из глубины красочного слоя.
Так, показалось, что работы маэстро, выполненные в технике горячей эмали, перекликаются со стихами Андрея Вознесенского:
Долой Рафаэля, да здравствует Рубенс!
Фонтаны форели, Цветастая грубость! …
В них отблески масел и вин золотых,
Да здравствует мастер, что выпишет их!
Наряду с южными мотивами, Церетели включает в свои композиции образы средней полосы России
О широте его творческого диапазона свидетельствует скульптурная группа «Мои любимые художники», исполненная в строгой реалистической манере.
Мозаичные орнаменты дочери Церетели, Елены Зурабовны, напомнили его фонтан «Рыбки» в Сочи - произведение яркое и запоминающееся
Не менее выразительна «Ваза» её работы
При знакомстве с экспозицией интересно было сравнить работы Церетели-старшего с эмалевыми панно другого автора – Михаила Бекетова. В них своя выразительность, свой образный строй.
Да, новое поколение ищет в творчестве непроторенные пути. К примеру, весьма оригинальной показалась скульптура С.Г. Мильченко «Князь Андрей Боголюбский» в окружении иконописных клейм.
Напомню, все показанные работы были представлены на выставке «Диалог во времени» в ярославском КЗЦ «Миллениум». В них наглядно отразилось разнообразие стилей и творческих приемов современного изобразительного искусства.
P.S. Все снимки сделаны в залах с разрешения организаторов выставки