Я часто лью искренний экологичный елей, рассказывая про Турцию, которую очень люблю. Но сейчас буду метать стрелы, ятаганы, топоры, зульфикары, буздыганы и прочие средства устрашения.
22 км
В понедельник 11 сентября в Турции наконец стартовал учебный год. Для нашей семьи стартовал в новом формате.
Даже муж-турок едва не перекрестился двумя руками, когда наши 4 киндеров распрощались с частной школой, где учились 4 года.
В целом обучение в частном колледже было удобным: школьный автобус забирал нашу толпу из дома в 8:30 утра и обратно привозил в 18 часов.
Помимо свободы для родителей-фрилансеров, самим детям школа предлагала на выбор разные активности. После уроков, к примеру, были занятия футболом, гимнастикой, шахматами, баскетболом и т.д.
В школе был также бассейн и уроки плавания, небольшой каток (хоть и пластиковый), столовая, на переменах можно было кататься на пони, было футбольное поле, теннисный корт, небольшой птичник и огород, где дети выращивали всякую зеленину. И всё это на природе, в окружении оливковых рощ в 22 км от Кушадасы.
Звучит почти сказочно, но по факту список претензий к школе накопился длиной в те самые 22 км примерно.
Много денег, много книгов
К примеру, обучение вдруг разом подорожало на 5-7 тысяч долларов. С хрена ли, спрашивается?
Повышение стоимости в лирах понятно и логично. Хотя многие детские сады в Кушадасы до сих пор сохраняют прежнюю стоимость (в долларовом эквиваленте), спустя 5 лет.
Новая стоимость обучения в колледже, включающая само обучение, учебники, школьный автобус, питание, одежду, была заявлена равной 27+ тысячам долларов.
Со всеми возможными скидками за 4 детей и длительность обучения.
Из этой суммы только комплект учебников на одного (!) ребёнка стоит 25 тысяч лир/ $920. На четверых — 100 000 лир. Стотыщ. Всего-то.
Только по английскому 7-8 учебников, начиная с 1 класса.
Объяснение этому простое:
Во-первых, многие турки любят видеть, за что платят. А во-вторых, чем больше учебников, тем умнее ребёнок.
Удивительно, как с такой логикой я получила отличное образование в советской школе, имея один — максимум два! — учебника по каждому предмету.
Это не обобщающее утверждение, а исключительно личный опыт.
Но главная засада в том, что к концу года половина учебников сохраняли непорочность и чистоту: то ли учебный год коварно заканчивался раньше, чем успевали освоить программу, то ли предполагалось самостоятельное обучение по ним летом. То ли это было выражение поддержки турецкой деревообрабатывающей и полиграфической промышленности, на средства родителей.
Умный человек спросит: "А в чём проблема использовать не пригодившиеся учебники на следующий год?"
Это было бы идеальное решение, т.к. у всех наших разница 2 года.
Но наш колледж занимался улучшайзингом учебной программы, выпуская под нее новые учебники каждый год. Изменения были минимальными, на уровне новых картинок и перефразированных текстов заданий. Это делало невозможным использование книг в прежней редакции.
Любому турецкому родителю льстит, что колледж пыхтит, как тот паровоз, и тащит образование своих подопечных во всё более светлое будущее — туда, где знания зависят от количества книг на ученическую душу.
К концу года после 4 детей накапливалось столько неиспользованных учебников, что в ссср я была бы почётным донором макулатуры с правом получения дефицитных книг, которых бы хватило на открытие Народной библиотеки.
Я несколько раз порывалась заказать грузовик, чтобы привезти всё в кабинет директора, построить из книг трибуну и с неё послать школьного верховода на йух. Останавливало только то, что в̶ ̶е̶г̶о̶ ̶к̶а̶б̶и̶н̶е̶т̶е̶ ̶п̶о̶т̶о̶л̶к̶и̶ ̶н̶и̶з̶к̶и̶е̶ моего турецкого не хватает, чтобы вложить в спич всю экспрессию. А без этого суть перформанса не будет очевидной, сатисфакция не будет полной, а затраты на аренду грузовика — отбитыми.
Аркадаш йок
Другая причина — общение.
У наших были в классе друзья из числа местных, но почти все территориально проживали всё в том же пригороде. Т.е. из Кушадасы друзей почти нет, или же те живут далеко, что исключает личное общение, частые совместные прогулки.
В итоге дети проводят много времени дома, с чёртовыми гаджетами, оправдывая это тем, что не с кем гулять, burada arkadaş yok. А одним скучно.
Лично мне никогда не бывает скучно с самой собой, но я принимаю этот их аргумент как весомый.
Особенно остро эта тема стоит со старшей дочкой, вступившей летом в непростой тинейджерский возраст.
Ребёнок-интроверт склонен к домоседству настолько, что выгнать её из дома — равносильно наказанию.
Невольно вспоминаю, как во времена моего детства наказание было обратным: детей ограничивали в прогулках.
Словом, нужны друзья в городе, для дружбы и языковых навыков.
Туркиш инглиш
Другой нашей претензией было отсутствие хотя бы одного носителя языка в сетевом учебном заведении с названием Amerikan Kültür Koleji. При такой стоимости обучения могли бы выписать хоть какую-нибудь миссис Джонсон из какой-нибудь Луизианы. Хотя бы для статуса.
Да, дети несколько подтянули инглиш, но в целом всех обучают турецкому английскому. Т.е. с присущей турецкому фонетикой и ударениями.
И ладно бы произношение хромое. Когда дети приносили задания по английскому с грамматическими ошибками, то мой внутренний выпускник иняза всё порывался застрелиться сам или порешить горе-учителей.
У наших произношение не самое шваховое еще и потому, что мы с мужем дома говорим на английском. Поэтому на отчетных языковых школьных спектаклях нашим (младшим) перепадали главные роли.
Кирдык и террористы
Прочее было по мелочи, но добавило веса на чаше родительского терпения.
Дорога до школы занимала минут 50: наши садились в автобус одними из первых, и далее по дороге собирали "урожай" из остальных учеников.
Дети жаловались и на то, что в дороге нельзя читать: вдруг резкая остановка, угол книги под ребро или в глаз, и всё, кирдык. Стивен Кинг точно бы оценил такую фантазию.
К сожалению, мы ничего не смогли поделать с таким пониманием заботы.
Был еще момент, когда нашим детям прилетело после событий 24 февраля. В тот день и всю следующую неделю младшие трое приходили буквально в слезах, старший просто в культурном ахуе: одноклассники-турки из числа неадекватов дразнили их "террористами" и отсыпали поэтических проклятий (из серии "я твой танк дуло шатал"). Учителя при этом не особо пресекали подобное, пока не вмешался муж.
*****
В общем, резюмируя:
Почти 800 000 лир для пригорода Кушадасынска Айдынской губернии — это не просто перебор. Это extreme gang bang за ваши же деньги.
Будь колледж где-нибудь в Стамбуле на Таксиме, можно было бы попробовать расслабиться и получить удовольствие. Но в неписанной "Эгейской камасутре" нет такой позы, за которую имеет смысл платить 800 тыщ бумажных ататюрков.
Ну, или мы с мужем недостаточно буратинистые для этого.
А куда мы в итоге определили детей, расскажу отдельно. Если интересно.