Настоящий мастер своего дела может не только реализовать гениальную идею, но и научить этому искусству будущих профессионалов. Так и многие знаменитые режиссёры стали педагогами – разбирали ошибки на собственном примере, вычитывали работы студентов и даже помогали им добиться признания среди кинокритиков.
Многим известно, что Лев Кулешов не только снимал кино, но и написал немало искусствоведческих работ, в том числе знаменитый учебник «Основы кинорежиссуры». Преподавателем Государственной школы кинематографии (будущего ВГИКа) он стал в 1919 году, когда страна была разрушена гражданской войной и революцией. В стенах школы не было отопления, студенты голодали, необходимой техники, конечно, не было. В таких условиях преподавателю пришлось придумать особый метод обучения – «фильмы без плёнки». Ученики ставили свои сюжеты на сцене, как спектакли, подбирая костюмы и грим, но и не забывая про кинематографическую планировку. Такой обучающей программой, ровно как и учебниками Кулешова, студенты-режиссёры пользуются до сих пор.
Позже преподавателем кафедры режиссуры ВГИКа стал Сергей Эйзенштейн. На его курсах студенты научились выражать свои идеи через рисунки, что помогало им в продумывании композиции и облегчало дальнейшую съёмку.
Лекции режиссёра превращались в настоящие импровизации – он никогда не стоял за кафедрой, а ходил по залу, шутил, рисовал на доске, показывал пантомимы. Чтобы подготовить такое «представление», Эйзенштейну требовалось более шести часов.
Но это не значит, что «эйзенщенята» вырастали легкомысленными и безответственными. Режиссёр требовал от своих студентов безукоризненно разбираться в теме будущего фильма, вплоть до малейших деталей. Так он воспитывал людей, серьёзно относящихся к будущей профессии.
Десять лет спустя студенты ВГИКа смогли посещать лекции Михаила Ромма. Тот, не стесняясь, разбирал с учениками свои картины, позволял им высказывать своё мнение и предлагать кинематографические решения, которые смотрелись бы гораздо выигрышнее. Студенты часто приезжали в гости к преподавателю, привозили свои сценарии, советовались. Будущий великий писатель Василий Шукшин отправил свои первые рассказы в редакцию исключительно по совету Ромма.
Своя мастерская во ВГИКе была и у Григория Козинцева. Тот даже ссорился с руководством из-за невыполнения программ – режиссёр хотел как можно быстрее пустить студентов на съёмочные площадки. Прогуливая лекции, ученики ставили небольшие эпизоды картин, подбирали костюмы массовке. Одним из воспитанников Козинцева, добившихся успеха, стал Эльдар Рязанов. Позже он вспоминал, что главное, чему он научился в мастерской преподавателя – думать.
Автор: Анна Вахитова, журнал "Театральные мастерские"