Найти в Дзене

Вольнодумство привело к порке благородных. Дело прапорщика Рожнова

Пороть дворян в Российской империи запрещала жалованная грамота Екатерины Великой. Представители благородного сословия оставались без телесных наказаний даже в тех случаях, когда их разжаловали. Однако неосторожные слова отставного прапорщика Ивана Рожнова вернули порку. Сегодня они прозвучали бы обычно, но в те года оказались вызовом.

Иллюстрацию создала нейросеть Сбера по запросу «порка дворянина в Российской империи».
Иллюстрацию создала нейросеть Сбера по запросу «порка дворянина в Российской империи».

Отставной прапорщик 28 лет Иван Рожнов находился на квартире некой секретарши Смирновой. Мужчина публично сказал, что «государи всех тираны, злодеи и мучители, что ни один совершенно добровольный человек не согласится быть государем». Также Рожнов поделился, что «был на вахт-параде, смотрел на то, как на кукольную комедию». Кроме того, заявил кощунственное для конца XVIII века: «люди по природе равны и не имеют права наказывать других за поступки, которым сами подвержены».

В 1797 году прапорщика оперативно судили за «дерзновенные и законопротивные слова». Постановили разжаловать из дворян и сослать в Сибирь. На сенатский доклад о деле Рожнова взглянул император Павел I и оставил на нем резолюцию: «Коль скоро снято дворянство, то уже и привилегия до него не касается. По чему впредь поступать».

Отставного прапорщика сначала еще наказали телесно, а затем отправили на каторгу.

Резолюция на деле Рожнова определила дальнейшую судьбу всех разжалованных. Теперь любой лишенный дворянства подлежал публичной порке.