Думала я, что история сериала о "Короле и Шуте", о котором я так много писала весной, окончена. Ан, нет. К пятидесятилетию Михаила Горшенева в августе Кинопоиск выпустил фильмец "Король и Шут: Сказка о Горшке и Князе", составленный из фэнтези-линии сериала. Идея, в общем, витала в воздухе, но всё-таки неожиданно, что Кинопоиск собрался и сделал это. Получился полноценный фильм - час сорок по длительности.
Внимание! Далее будет обсуждение со всеми спойлерами немногих новых сцен. Самое время остановить чтение, если не хотите их узнать.
Зашкаливающие пост- и мета- уровни, слабенькие интерсценки и те же грабли в трейлере.
Содержание "Сказки": в баронском замке обитатели собрались на представление, благо хозяин свалил на охоту, а в замок приехал маленький балаганчик в лице Головы (Кочерыжки) и её Тела. Голова рассказывает о приключениях менестрелей Горшка и Князя (та линия, которая была в сериале). а зрители комментируют (небольшие добавленные интерсценки). В конце возвращается Барон и даёт всем люлей.
Барона, кстати, играет Андрей Князев (а его жену - Агата Нигровская) - отсылка к персонажу-камео, появлявшемуся на свадьбе Принцессы. Таким образом, персонажи Голова и Барон связывают действие, и обрамление истории о менестрелях происходит как бы в той же вселенной, где Горшок и Князь спасали Принцессу от Колдуна.
Первое, что хочется отметить, в целом о фильме: одна фэнтези линия, без условной "реальной" проигрывает. Гипертрофированная сказка, отдающая легким привкусом кринжатинки, смотрелась намного ярче рядом с нормальностью, и самыми эффектными были моменты перехода одной реальности в другую и их взаимопроникновение. Одна сказочная линия приближает фильм к какому-то капустнику, где в целом весело, но непонятно, зачем это всё. Думается, именно этим и обусловлена оценка фильма значительно ниже, чем у сериала (на момент написания статьи 7.7).
А вот что мне понравилось, так это метауровни реальностей (я их так назвала). Следите за руками:
- Есть наша обычная реальность, где была группа "Король и Шут", где Кинопоиск снимает о них сериал, где я пишу статьи на Дзене, которые никто не читает. Назовем её реальностью №0.
- Есть сериальная реальность (№ 1) о группе "Король и Шут", отражающая реальность № 0, при этом во многом не совпадающая, что является источником раздражения для фанатов.
- Есть сериальная фэнтези-реальность (№ 2), которая отражает реальность №1 и даже переплетается с ней, но так же во многом расходится (например, Горшок не умирает).
- А теперь ещё добавляется мета-фэнтези-реальность (№ 3), объединенная некоторыми героями с реальностью №2. При этом в ней сквозит наша обыденная реальность (которой я дала №0): уже упомянутые камео и интерсценки-обсуждения, поразительно напоминающие реакции на сериал. Например, недовольство образом колдуна как будто прямо из какого-то обзора или комментариев к нему взято. Такой оммаж всем злобным и незлобным зрителям.
В общем, все мы живем на седьмом уровне сумрака (или как там оно было у классика). Перемешивание реальностей размывает границы произведения, и мы все как будто становимся частью театрализованного действия. Помните: "Мой мир огромен//А я так скромен//Вся жизнь спектакль//Я в ней актёр"? Этой песней, кстати, заканчивается сериал (что хорошо, потому что она звучит квинтэссенция всего сериала как произведения), а вот в фильме её нет (что, в общем, логично).
Что ещё добавить. Интерсценки по уровню актерской игры, шуток и постановки проигрывают сериалу. Сравните, фильм:
И линия менестрелей, взятая из сериала:
В история менестрелей заметила две добавленные небольшие сценки: сборы Горшка и Принцессы перед свадьбой. Немного расширена сцена со вдовой, и, вроде, кое-где переозвучено. В целом, всё абсолютно так же. Я даже временами перематывала, потому что весной всё было засмотрено до дыр и сейчас уже неинтересно.
Финал фильма, мне кажется, должен был удивить и позабавить двойным камео Князева и Нигровской. Но, создатели фильма как и в случае с сериалом вставили его в трейлер, поэтому сюрприза не получилось.
Возможно, фильм будет интересно пересмотреть хотя бы через год, а пока свежи воспоминания о сериале, он смотрится слишком вторично. Даже не смотря на то, что на большее и не претендует: "Давай, маэстро, на бис!" - кричит Барон в начале трейлера. Правда, зрители уже начали расходиться.