Найти тему

Русские своих не бросают

(часть2)

Общая ситуация в отношениях с «ближним зарубежьем».

Отстаивание Россией своих национальных интересов, возвращение статуса великой державы — приоритет внешней политики РФ на ближайшие годы. В 2000-х годах Россия стала проводить в отношении соседних стран более прагматичный курс, нежели в предыдущем десятилетии. Приоритет стал отдаваться экспансии российского экономического, политического и культурного влияния в сопредельных странах. В условиях стремления НАТО расширять своё влияние на Восток Россия обозначила для стран-членов СНГ определённые границы, нарушение которых она будет расценивать как угрозу собственной безопасности. Это касалось вступления в блок НАТО и согласия на размещение военных объектов НАТО на своей территории. После терактов 11 сентября 2001 года в Москве, правда, сделали исключение для Узбекистана и Киргизии – США временно разместили там военные базы в целях повышения эффективности борьбы с террористами в Афганистане. В октябре 2000 года Россия выступила в качестве одной из стран-учредительниц организации ЕврАзЭС наряду с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Как и ОДКБ, которая появилась ещё в 1999 году, ЕврАзЭс, нацеленная на интеграцию перечисленных стран в международную экономику и создание единого экономического пространства между ними, стала действенной структурой на территории СНГ.

Самыми напряжёнными в 2000-х годах были взаимоотношения России с Украиной и Грузией. В 2004 году на Украине произошла «Оранжевая революция», и выборы президента после повторного проведения второго тура выиграл В. Ющенко, сторонник прозападного курса, выступавший, в частности, за вступление страны в НАТО. В 2005–2006 годах ситуация в российско-украинских отношениях ухудшилась. К политическому кризису привёл конфликт по поводу цен на российский газ, поставляемый на Украину: украинская сторона не желала платить за газ по рыночной цене. В итоге стороны договорились, что Украина будет покупать российский газ по ценам, близким к общемировым. На протяжении 2006 года российская сторона ввела ряд запретов на ввоз украинских продовольственных товаров.

В конце 2003 года, после свержения в Грузии Э. Шеварднадзе и победы на президентских выборах прозападного кандидата М. Саакашвили, власти этого государства также стали выступать с антироссийской риторикой. Весной 2006 года Россия ввела запрет на ввоз грузинских вин, минеральных вод и сельхозпродукции, мотивируя это низким качеством продукции, а также повысила цены на энергоносители. В Тбилиси это расценили как политическое давление. А чего они ждали в этих условиях?

В августе 2008 года, после того как грузинские войска вошли на территорию непризнанной Южной Осетии и осуществили обстрел её столицы Цхинвали, Россия обвинила Грузию в агрессии против российских миротворцев и мирных жителей. 9 августа президент Д. А. Медведев объявил о начале операции «по понуждению к миру». В Южную Осетию были введены российские танки и бронетранспортёры, российские ВВС нанесли авиаудары по военным объектам на территории Грузии. В основу урегулирования конфликта лёг план, выработанный в ходе переговоров Медведева с президентом Франции Николя Саркози. 26 августа Медведев заявил о подписании Указов о признании Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. В сентябре с обеими республиками были установлены дипломатические отношения. Российско-грузинские дипломатические отношения, в свою очередь, были прекращены.

28 ноября 2009 года в Минске президенты Белоруссии, Казахстана и России подписали договор о создании единого таможенного пространства с 1 января 2010 года. Этому предшествовало принятие и ратификация примерно 40 международных договоров между странами. Был взят курс на создание Евразийского экономического союза – организации, нацеленной на более глубокую экономическую интеграцию между состоящими в ней государствами.

Российско-украинские отношения

В октябре 2011 года главы правительств России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении, Молдовы, Таджикистана подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. Однако Украина не ратифицировала это соглашение.

То же произошло и с подписанным в 2010 году этими странами ЕАЭС соглашения о Таможенном союзе. В конце 2012 — начале 2013 года российское руководство активно предлагало Украине присоединиться к (ТС ЕСАТ), аргументируя это соображениями экономической выгоды и целесообразности.

Но Украина отвергла все предложения России об интеграции, и дело свелось к чисто символическому участию Украины в ТС в качестве «наблюдателя». Президент Украины Виктор Янукович заявлял, что приоритетом для Украины является интеграция в Евросоюз. В октябре 2013 года, Путин дал понять, что в случае создания ассоциации с Евросоюзом Украина не сможет пользоваться преференциями в рамках Таможенного союза. Виктор Янукович, по некоторым данным, в этот период жаловался лидерам Евросоюза на жёсткое давление со стороны Москвы, катастрофический спад товарооборота с Россией и угрозу российского руководства обанкротить Украину.

Внешнеэкономическое положение Украины действительно было крайне нестабильным. По состоянию на конец ноября 2013 года, золотовалютные резервы страны снизились до менее 19 млрд. долл. Обещанный Украине пересмотр условий кредита МВФ не состоялся. В этой ситуации Россия предложила Украине в общей сложности 15 млрд. долл. в виде прямой помощи, кредитов и различных преференций, а также пообещала снижение цен на газ. Москва также согласилась финансировать несколько крупных инфраструктурных проектов и заявила о готовности предложить ведущим украинским предпринимателям, в том числе из ближайшего окружения Виктора Януковича, участие в «чрезвычайно выгодных проектах».

17 декабря 2013 года после переговоров в Москве с Януковичем Путин сообщил, что правительство России решило поддержать экономику Украины и разместить в украинских ценных бумагах часть резервов из Фонда национального благосостояния (ФНБ) объёмом 15 млрд. долл. В рамках этой программы помощи на Ирландской бирже были выпущены евробонды с купоном 5 % годовых на сумму 3 млрд. долл. Кроме того, был подписан газовый контракт, по которому Россия обязалась поставлять газ Украине по цене в 268,5 долл. за 1 тыс. м³ (в среднем за три квартала 2013 года цена для Киева составляла 404 долл. за 1 тыс. м³ газа). Эти «финансово-экономические аспекты» убедили Януковича отложить подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

Это решение привело к массовой акции протестов в центре Киева, а также в других городах Украины. Позиция российского руководства в начале событий сводилась к тому, что решение украинского правительства было абсолютно легитимным, события в Киеве — это внутреннее дело Украины, и вмешательство извне является недопустимым. В отличие от стран Запада, все публичные контакты российских представителей ограничивались официальными властями Украины, при полном игнорировании требований её гражданского общества. Официальной позиции российского руководства было, подчёркнутое дистанцирование от внутриполитических проблем Украины. Этому соответствовала информационная кампания, развернувшаяся в российских СМИ.

Во второй половине января 2014 года в результате обострившегося силового противостояния в центре Киева, начавшихся захватов административных зданий и органов власти в столице и областных центрах, создания параллельных органов власти, организации неформальных силовых структур Украина оказалась на грани введения чрезвычайного положения, утраты территориальной целостности и экономического коллапса. Начались столкновения протестующих с правоохранительными органами, появились жертвы как со стороны протестующих, так и силовиков.

Переговоры между президентом Украины Виктором Януковичем и лидерами парламентской оппозиции, продолжавшиеся несколько дней, привели к уступкам со стороны властей, в том числе к отставке правительства Николая Азарова. 12 февраля президент Янукович согласился пойти на формирование коалиционного правительства, позднее в рамках амнистии были освобождены все ранее задержанные участники протестов. 18 февраля произошло резкое обострение ситуации, вылившееся в течение последовавших дней в массовое кровопролитие в центре Киева. Вспышка насилия и кровопролитие в центре Киева привели к массовому бегству депутатов и чиновников из Партии регионов и резкому падению поддержки действий власти.

21 февраля президент Украины Виктор Янукович подписал с оппозицией соглашение об урегулировании кризиса. Но 22 февраля Верховная Рада отстранила президента Януковича от власти. Россия высказала сомнение в легитимности этого решения.

Власть перешла в руки оппозиции. Президент России В. В. Путин назвал протесты «погромом, подготовленным извне» — и обвинил Евросоюз во вмешательстве в дела Украины. В ночь с 22 на 23 февраля 2014 года по распоряжению Путина была проведена спецоперация по эвакуации Януковича, и членов его семьи в безопасное место на территории Крыма. Как сказал сам В.В.Путин в 2023 г., Виктор Янукович в марте 2014 года обращался за военной помощью для восстановления конституционного порядка на Украине, но Путин не пошел на это, что, как стало ясно сегодня, было ошибкой, привело к кровопролитию на Украине 2022-2023 годах.

События 2013–2014 гг. на Майдане раскололи Украину на две части: центральные и западные области праздновали, а восточная часть и Крым были против смены власти. В конце февраля 2014 г. в Севастополе сменились руководители органов исполнительной власти. Они находились под охраной российского спецназа. Депутаты Верховного Совета Республики Крым отправили в отставку правительство, а главой нового правительства назначили руководителя партии «Русское единство» С. Аксёнова.

Войска Украины, находившиеся на территории Республики Крым, отказались подчиняться украинскому командованию. На полуостров были введены военные части России. 16 марта 2014 г. в Крыму прошёл референдум о присоединении к России, по результатам которого 96,5% жителей проголосовали !за». 18 марта 2014 г. Республика Крым подписала договор о вхождении в состав РФ. Город Севастополь вошёл в состав России как отдельный субъект — город федерального значения. Особенно болезненным для нашей страны стал конфликт с Украиной, по результатам которого Россия приобрела Крым, но некоторое время спустя фактически оказалась в международной изоляции. По словам историка Фурсова присоединение Крыма к России было тактическим выигрышем, но стратегическим проигрышем, что и привело к вооруженному конфликту сначала на Донбассе, а затем между Россией и Украиной. Утром 23 февраля, закрывая совещание с руководителями задействованных спецслужб, Владимир Путин поручил начать «работу по возвращению Крыма в состав России.

В апреле 2014 года протестные акции против новых украинских властей, проходившие на территории Донецкой и Луганской областей, переросли в вооружённый конфликт между вооруженными силами Украины (поддержанными добровольческими военизированными формированиями) с одной стороны и отрядами повстанцев (в основном сторонников самопровозглашённых Донецкой и Луганской Народных республик) — с другой. Украина, США и ряд других государств, а также НАТО, Совет Европы и Евросоюз, обвиняли Россию во вмешательстве в конфликт, выразившемся в участии регулярных войск в боевых действиях на стороне повстанцев, в поддержке диверсионных групп, в финансовой и оружейной поддержке повстанческих войск и администраций. Российское руководство отвергало эти обвинения, заявляя, что Россия не является стороной противостояния. Украинское руководство, США и Евросоюз рассматривают вооружённый конфликт в Донбассе как проявление агрессии со стороны России. Российское руководство настаивает на том, что речь идёт о внутреннем конфликте, в котором Россия является одной из посредничающих сторон между украинскими властями и непризнанными республиками.

В новой «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», принятой Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, смена власти, произошедшая на Украине в начале 2014 года, была охарактеризована как «антиконституционный государственный переворот», поддержка которого США и Европейским союзом «привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооружённого конфликта». В документе говорится: «Укрепление крайне правой националистической идеологии, целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России, неприкрытая ставка на силовое решение внутригосударственных противоречий, глубокий социально-экономический кризис превращают Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ России». Однако Россия признала законность президентских выборов, в результате которых Украину возглавил Петр Порошенко. И это было сделано в условиях разгрома всех оппозиционных партий и пророссийских организаций, что так же является ошибкой.

После ряда поражений, нанесенных ВСУ и националистическим формированиям ополченцами, Россия предприняла попытку преодолеть опасное развитие событий по военному сценарию. Был инициированы переговоры в Минске, в результате которых были подписано «Соглашение» из 15 пунктов. Гарантами выполнения этих соглашений выступила Россия и Германия. Но Украина считала недопустимой уступкой федерализацию. Как признал В.Путин, «нас обманули», эти соглашения были подписаны для выигрыша времени, перевооружения армии Украины. Обстрелы Донецкой и Луганской народных республик не прекращались все 8 лет. В результате вооруженного конфликта на Донбассе погибло за это время свыше14 тыс. человек.

21 апреля 2019 года президентом Украины был избран Владимир Зеленский. Президент Путин заявил, что будет содействовать «нормализации ситуации на юго-востоке Украины» в случае, если новые власти Украины будут реализовывать Минские соглашения.

24 апреля Владимир Путин подписал указ, позволяющий жителям отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины получить гражданство РФ в упрощённом порядке. В России заявляют, что решение было принято в связи с полным отсутствием перспектив улучшения ситуации в зоне конфликта, социально-экономической блокадой Донбасса и систематическим ущемлением украинскими властями основных гражданских прав и свобод жителей региона.

Позднее упрощённый порядок получения российского гражданства был распространён на дополнительные категории граждан Украины и лиц без гражданства. 2 августа Путин подписал закон, упрощающий для украинских граждан получение разрешений на временное пребывание и вида на жительство в России.

11 июля 2019 года по инициативе украинской стороны состоялся первый телефонный разговор между Владимиром Зеленским и Владимиром Путиным, который привёл к заметной активизации усилий по освобождению удерживаемых лиц. 7 сентября состоялся обмен удерживаемыми лицами между Украиной и Россией в формате «35» на « 35». В частности, Россия передала Украине 24 моряков, задержанных во время инцидента в Керченском проливе, позднее Россия передала Украине и задержанные корабли. 9 декабря 2019 года в Париже прошёл саммит «норманнской четверки» — первая встреча лидеров в «нормандском формате» с 2016 года.За годы, прошедшие после декабрьского саммита, однако, никакого прогресса в реализации Минских соглашений так и не было достигнуто. В 2021 году украинские власти открыто заявили о невозможности выполнения Минских соглашений в нынешней редакции. Россия выступала категорически против внесения каких-либо изменений в текст Минских соглашений. Её устраивает либо полное и последовательное выполнение соглашений, либо сохранение статус-кво.

Неизменная российская позиция по конфликту в Донбассе состоит в том, что, как зафиксировано в Минских соглашениях, война в Донбассе является внутриукраинским конфликтом, а Россия совместно с Германией и Францией лишь оказывает посредническую помощь в мирном разрешении ситуации. Российская сторона придерживается последовательности шагов, зафиксированной в «Комплексе мер по выполнению Минских соглашений», а также настаивает на необходимости прозрачного и надёжного механизма верификации (отсутствия) нарушений режима прекращения огня через Совместный центр по контролю и координации. Российская сторона указывает на необходимость принятия Украиной законодательства, призванного обеспечить функционирование особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей на постоянной основе, а также на необходимость отмены либо изменения законов Украины «Об образовании», «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях».

В течение 2021 года эскалация конфликта в Донбассе — постоянно обостряющаяся ситуация на линии разграничения — дважды приводила российско-украинские отношения к угрозе военного столкновения.

В марте — апреле Украина и её западные союзники обвинили Россию в наращивании группировки войск на российско-украинской границе, в то время как Россия заявляла, что Украина перебрасывает дополнительные войска к зоне конфликта. Намечающееся противостояние вызвало резкую реакцию в НАТО и Евросоюзе.

20 апреля Зеленский предложил Путину встретиться «в любой точке украинского Донбасса, где идёт война». Украина, однако, поставила условие: обязательными темами переговоров должны стать проблемы Крыма и Донбасса. Российская сторона предлагала вынести на переговоры ряд вопросов, касающихся двусторонних отношений (восстановление полноценных дипломатических отношений, возвращение послов в Москву и Киев, снятие взаимных торгово-экономических ограничений и отмена санкций в отношении физических и юридических лиц, восстановление транспортного сообщения между двумя странами, подготовка соглашения о транзите и поставках газа на период после 2024 года и др..

17 ноября МИД России опубликовал закрытую переписку главы МИД Сергея Лаврова с министрами иностранных дел Германии и Франции Хайко Маасом и Жан-Ивом Ле Дрианом. Переписка была обнародована после того, как Ле Дриан и Маас по итогам встречи с главой украинского МИД Дмитрием Кулебой призвали Москву «проявить сдержанность и прозрачно информировать о своей военной активности». Франция и Германия также предупредили Россию о «тяжёлых последствиях» при «новой попытке подорвать территориальную целостность Украины». Из публикации стало окончательно ясно, что Россия не согласится ни на саммит «нормандской четвёрки», ни даже на встречу министров иностранных дел до тех пор, пока партнёры будут продолжать называть Россию стороной конфликта на востоке Украины или будут пытаться привлечь её к выполнению Минских соглашений.Дипломатическая переписка была обнародована на фоне очередного обострения отношений между НАТО и Россией, произошедшего в начале ноября, когда в западных СМИ появились публикации о том, что Россия вновь стягивает войска к украинской границе.

Выступая в Совете Федерации 1 декабря, Сергей Лавров заявил: «Киев становится всё более и более наглым… в своей агрессивности по отношению к минским договорённостям, по отношению к Российской Федерации и в своих попытках спровоцировать Запад на поддержку воинственных устремлений». Лавров допустил возможность «военной авантюры» со стороны Украины. «Но мы никогда не будем срываться и никогда не скажем: ну всё, умерла так умерла. Пусть они это скажут, а мы будем требовать выполнения резолюции Совета Безопасности ООН», — сказал Лавров.

1 декабря Владимир Путин на церемонии вручения верительных грамот иностранными послами в Кремле заявил, что Россия в диалоге с западными странами будет стремиться к достижению соглашений об отказе НАТО от расширения на восток и размещения вооружений вблизи границ России. «Перед нашей дипломатией сейчас стоит первоочередная задача — добиваться предоставления сильных, надёжных и долгосрочных гарантий безопасности. В диалоге с США и их союзниками будем настаивать на выработке конкретных договорённостей, исключающих любые дальнейшие продвижения НАТО на Восток и размещение угрожающих нам систем оружия в непосредственной близости от территории России», — сказал Путин. Он добавил, что предложил начать «предметные переговоры» по этому вопросу. По его словам, речь пойдёт об обеспечении «правовых, юридических гарантий», поскольку соответствующие устные обязательства западные страны выполнить отказались. «Мы для себя никаких особых условий не требуем. Понимаем, что любые договорённости непременно должны учитывать как интересы России, так и всех государств Евроатлантики. Спокойная, стабильная ситуация должна быть обеспечена для всех и нужна всем без исключения»,— подчеркнул Путин. 2 декабря глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая на заседании министров иностранных дел стран ОБСЕ, предупредил, что Европа может вернуться к «кошмарному» сценарию военного противостояния, чему, по его словам, способствуют планы размещения на европейской территории американских ракет средней дальности, приближение инфраструктуры НАТО к границам РФ и военная «накачка» Украины, «подогревающая настрой Киева на саботаж Минских договорённостей и подпитывающая иллюзию силового решения конфликта». Из выступления министра чётко следовало, что вступление Украины в НАТО — это «красная линия» для России.

После встречи Сергея Лаврова и госсекретаря США Энтони Блинкена в Стокгольме 2 декабря МИД РФ сообщил: «Подчёркнуто, что игнорирование законных озабоченностей России, втягивание Украины в геополитические игры США на фоне развёртывания сил НАТО в непосредственной близости от наших границ будут иметь самые серьёзные последствия, вынудят принять ответные меры для выправления военно-стратегического баланса. Альтернативой этому могли бы стать долгосрочные гарантии безопасности на наших западных рубежах, что следует рассматривать как императивное требование».

Однако Запад не пошел России на уступки, не предоставил гарантии безопасности и возврата НАТО к границам 1997 года.

24 февраля 2022 года российские государственные телевизионные каналы транслировали обращение Владимира Путина о начале Специальной военной операции на Украине.

Что же стало отправной точкой вооруженного конфликта между Россией и Украиной?

1. Нацификация Украины при поддержке Запада, превращение ее в антироссию. То есть реализация Западом плана З. Бжезинского, изложенного еще в 1994 году. (См. мои ранние публикации на тему.)

2. Антиконституционный переворот в феврале 2014 года, незаконное свержение президента Януковича, захват националистами власти в Киеве.

3. Идеологический раскол Украины на две части - националистическую центральную и западную, и, не принявших государственный переворот восток и юг Украины.

4. Применение Киевом вооруженной силы против непокорных регионов Украины.

5. Население Востока Украины с оружием в руках встали на защиту своих национальных интересов, своей жизни, чести и достоинства. Минские соглашения стали итогом не безоговорочной капитуляции Украины, разгромленной на поле боя ополченцами и добровольцами из России.

6. Отказ властей Украины от исполнения Минских соглашений. Террор против мирного русскоязычного населения Донбасса. Гибель за 8 лет 14 тыс. мирных жителей в результате артиллерийских ударов.

7. Поддержка Западом агрессивных настроений Киева, его накачка оружием.

8. Подталкивание Западом Украины к войне с Россией. Стремление Запада ослабить Россию.

9. Опасение России, после слов Зеленского, о создании ядерного оружия Украиной, вынудили Россию на проведение СВО с целью денацификации и демилитаризации.