Коллекция деревянной скульптуры, хранящаяся в Пермской художественной галерее, известна далеко за пределами Перми как "Пермские боги". Это выражение настолько органично вошло в искусствоведческий и туристический дискурс, что мало кого удивляет его парадоксальность. Во-первых, образы, представленные в деревянной скульптуре - исключительно христианские, а в христианстве, как известно, Бог один. Во-вторых, у христианского Бога нет ни национальности, ни какой-либо иной географической локализации. Он не может быть ни пермским, ни московским, ни киевским, ни парижским.
Но самое интересное в этой истории то, что выражение "пермские боги" появилось не в древности, а в советское время (точнее в 1928 году), и появилось оно не случайно, а в результате "научной мифологизации" истории пермской деревянной скульптуры, произведенной первым директором галереи Николаем Серебрянниковым и Анатолием Луначарским, занимавшим в тот период пост Наркомпроса СССР. До 1928 года никто пермскую деревянную скульптуру "пермскими богами" не называл.
Говоря о "мифологизации", я не имею в виду обман или заблуждение: и Серебрянников, и Луначарский были весьма образованными и честными людьми. Речь идет о вполне оправданном контекстуальном сдвиге в интерпретации этих удивительных памятников культуры, при помощи которого удалось не только сохранить уникальную коллекцию, но и прославить ее на всю страну и на весь мир.
Дело было так. Пермская художественная галерея отрылась в здании Пермского Кафедрального собора 7 ноября 1922 года, в день празднования 5-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Не смотря на такую торжественную дату, открытие было камерным, о чем было написано в местной газете полтора месяца спустя:
В дни октябрьских торжеств скромно открылся в здании бывших «Архиерейских покоев» Художественный музей. Несмотря на то, что в силу недостатка средств музей не мог широко осведомить о своём открытии население города, посещаемость туда в наст. время достигла больших цифр.
Музей открыт три дня в неделю: вторник, четверг и воскресенье с 11 до 3-х часов дня. Наибольшая посещаемость падает на воскресный день. Вход бесплатный. Сейчас доступны для осмотра публики пять зал и более того зал будет открыто, когда музей получит необходимые для монтировки коллекций средства.
Посетители музея могут ознакомиться с худ. произведениями старых гл. образом иностранных мастеров и с картинами русских художников 19 и 20 века. Кроме того в музее выставлены скульптурные произведения, художественная мебель, фарфор иностранный и русский, среди последнего особенно обращает на себя внимание советский фарфор, выпущенный по рисункам известных русских художников
Газета «Звезда» от 21 декабря 1922 года,
Вы видите тут упоминание "пермских богов"? Не видите, потому что в тот момент их еще не было. Впервые пермская деревянная скульптура была представлена зрителю в 1924 году на выставке художественной старины Пермского края, которая прошла в Перми в кинотеатре Колибри (Коммунистическая, 39). В том же году открылась первая экспозиция пермской деревянной скульптуры в здании художественного музея.
Ничего странного на фотографии не находите? А как вам антирелигиозные лозунги на транспарантах, растянутых над экспозицией и образующих пятиконечную звезду?
Борьба против религии - борьба за будущее!
Новый коммунистический быт - против религиозного дурмана!
Название у выставки было под стать ее дизайну: "Выставка народного антирелигиозного искусства". Абсурд? Еще какой! Но эта абсурдность была самым простым способом защитить коллекцию от возможных посягательств партийных богоборцев.
Открывать советский музей выставкой религиозного искусства было весьма рискованно, учитывая реалии начавшегося ЛИКБЕЗа с его агрессивным антирелигиозным пафосом. В декабре 1924 года ЦК поддержал проект создания всесоюзного общества воинствующих безбожников. Перспективы для коллекции деревянной скульптуры были, мягко говоря, неоднозначные.
Поэтому руководство галереи и пошло на этот фарс, публично предъявив христианские святыни как символы страданий коренных пермяков, угнетаемых московскими и новгородскими "колонизаторами" (промышленниками, купцами, священниками и т.п.).
Помимо антирелигиозных лозунгов, экспозиция была щедро украшена цитатами классиков. Например, известные цитаты из работы К.Маркса "К критике Гегелевской философии права":
На стене справа: "Упразднение религии, как призрачного счастья народа, есть требование его действительного счастья".
На фризе по центру вверху "Религия — вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, дух безвременья, она - опиум народа" (эта цитата больше известна в сокращенном перефразированном варианте "Религия - опиум для народа").
Или сокращенная цитата из работы Людвига Фейербаха "Сущность христианства" на фризе по центру внизу:
Человек создал бога по образу и подобию своему (полный текст: "Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу бога, а затем уже этот бог сознательно и произвольно создает по своему образу человека".)
Словом, выставка нашпиговали атеизмом так, чтобы "ложка стояла", хотя фрагменты росписи со словами псалмов еще не закрасили. На стене справа, прямо над цитатой Маркса видна строка из псалма архимандрита Германа:
Вси земнороднии внушите
Неленостно слово приимите
приклоните ухо ваше
услышите слово наше
Еллиды полезных ищите
Уповающе обрящите
Видимо расчет был на случай визита какого-нибудь не сильно компетентного комиссара от культуры, который против классиков марксизма не попрет. Возможно эти комиссары приезжали, возможно писали какие-то отчеты или доносы, но об этом ничего не известно. Зато визит наркомпросса Анатолия Васильевича Луначарского в Пермь и в Пермскую галерею в январе 1918 года оставил неизгладимый след в пермской культуре.
Предугадать реакцию Луначарского на коллекцию пермской деревянной скульптуры было не так просто. Отвлечь цитатами классиков марксизма от религиозной сути экспонатов наркомпросса было невозможно, оставалось надеяться на то, что компетентность Луначарского сыграет в "плюс", а не в "минус". К счастью для музея и для коллекции, Анатолий Васильевич оценил деревянную скульптуру и поддержал инициативу Серебрянникова по сбору и исследованию этого материала.
«Посетил художественную часть Пермского музея. Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур. Это ново, необычайно интересно с художественно — и культурно–исторической точки зрения и в то же время поражает своей художественной силой как в смысле своеобразного мастерства техники, так и по силе психологической выразительности.
Нар. ком. по просв. РСФСР Ан. Луначарский. 11/1 1928».
В этом же году Луначарский публикует статью в ежемесячном журнале наркомросса РСФСР "Советское искусство", где он впервые использует выражение "пермские боги".
При входе в большую залу, где собраны «пермские боги», я был поражен их обилием, разнообразием, неожиданной выразительностью и смесью наивности и непосредственности с искусством иногда положительно утонченным.
Пермская скульптура служила церкви. Однако оригинальная нота, которая пронизывает эту скульптуру и делает ее и социологически и художественно необычайно ценной, есть нота языческая, нота «инородческая», идущая несомненно и прямо от пермяцкой культуры идолопоклонников.
А.В.Луначарский. Пермские боги / Советское искусство. №5, 1928
Луначарский в статье многократно обращает внимание на языческий характер христианских образов в пермской деревянной скульптуре, каждый раз подкрепляя эту мысль новыми аргументами.
Можно сказать, что две основные фигуры пермской скульптуры — сидящий Христос и Никола Можай — представляют собой прямую замену раньше существовавших божественных изображений... Мы знаем, что в течение долгого времени любимым изображением какого–то языческого существа была так называемая «золотая баба».
А.В.Луначарский. Пермские боги / Советское искусство. №5, 1918
Давайте сравним упомянутых сидящего Христа из коллекции деревянной скульптуры и "золотую бабу" из коллекции пермского звериного стиля.
Не знаю для кого как, но для меня сходство этих образов далеко не очевидно. Гораздо больше общего у пермской деревянной скульптуры с католическими образами, например, из Польши, где сюжет "Спаситель в темнице" тоже был распространен в 17-18 веке.
Польский Иисус, конечно, более упитанный и мускулистый, чем пермский, но генетическая связь образов - налицо.
Аналогичная история с образами святых из пермской коллекции. Например, про скульптурное изображение Николы Можайского Луначарский пишет следующее:
Никола Можай — другой излюбленный бог пермяков. В одной руке он держит меч, а в другой — церковь (прежде — какую–то другую неясную мебельку). В нем узнают первобытного бога Войпеля — национальное божество, в которое, по–видимому, вложена тоже идущая с Дальнего Востока идея бога, который разрушает и созидает.
Общие пропорции головы у Можая и Войпеля похожи, но характер деформации разный: у Войпеля сильнее вытянута нижняя челюсть, а у Николы Можайского - лоб. Зато на "золотую бабу" Войпель похож как брат-близнец (или сестра).
В статье Луначарского и в коллекции пермской деревянной скульптуры можно найти еще много аллюзий с языческими образами, причем не только коми-пермяцкими, но и античными. На кого, например, похож Саваоф из Лысьвы?
Луначарский последовательно переводит пермскую деревянную скульптуру из христианского контекста в языческий не только в интересах науки, но и в интересах идеологии. Язычество, в отличие от христианства, было вполне легитимным в советской культуре как истинно народная религия бесклассового общества. Жрецы и шаманы - не то, что попы, они заблуждались вместе с народом, а не обманывали его в интересах монархии.
В итоге статья сработала на "отлично". Выражение "пермские боги" разошлось по устам народным, да по статьям научным и прочно закрепилась среди пермских культурных брендов, вроде пермского балета (хотя он тоже не совсем пермский, но это совсем другая история).
Впрочем, была еще одна сила, которая визуально поддерживала миф о "пермских богах" до 2023 года - это здание собора, где они простояли без малого 100 лет. Когда посетители поднимались по узкой лестнице в светлое подкупольное пространство, где была выставлена пермская деревянная скульптура, они испытывали катарсис от одного только вида "богов": верить глазами, а не сердцем - священная привилегия язычников и художников.