В 19 веке Москва и Петербург служили городами, определявшими жизненный уклад дворянства. Поведения, ведения быта, а также отношения между самими дворянами – все это определялись местом проживания дворянина. Патриархальное и историческое наследие допетровской Руси, делали Москву местом тихим, мещанским и лишенным суеты столичных дел. Петербург был полностью противоположностью, он был служивым городом, в котором прибывал Император и это налагала определенную скованность в поведении и выражениях. Различия этих двух городов заключались даже в их половой сущности. Н.В. Гоголь писал: «Москва женского рода, Петербург мужского. В Москве все невесты, в Петербурге все женихи».
Москва имела почет и уважения в провинции, это было связано с тем, что являлась сердцем Отечества, откуда есть и пошла Русь. Она была значима для тех, кто чтит старину и национальную историю страны. О Петербурге с начала основания распространялись слухи о том, что город сгинет в море, а в основании города лежат кости безвинно убитых строителей новой столицы. В Санкт-Петербурге выслуживаются, интригуют против друг друга, а в Москве отдыхают, устраивают браки утверждал писатель и государственный деятель Д.Н. Бегичев.
Отношения между городами сразу не заладились. Существовав в пространстве одной огромной империи, они были будто противоположным отражением друг-друга. Жители Санкт-Петербурга смотрели свысока на жителей Москвы из-за их меньшей светскости по сравнению со столицей. Москва же была более проще и более семейной. Так, отличительной чертой московских дворян была хлебосольность и открытость, чего нельзя сказать про петербуржцев. Некто сенатор Волков у себя всегда имел длинные столы, к которым приходили обедать люди. Такая щедрость и хлебосольность была не в чести у просвещенного общества Петербурга, такое принято называть "mauvais gere!" (с фр. дурной тон – пер. автора).