8. Истинная оригинальность стиля —
это наивысшее выражение таланта и мудрости писателя.
Некоторые современные молодые писатели стремятся продемонстрировать любыми, подчас вульгарными, средствами свою некую оригинальность,
не понимая того, что иная оригинальность бывает и уродливой,
как бородавка на носу у человека.
Подлинно оригинальная литература — это всегда отражение высочайшей духовно-интеллектуальной сущности литератора, в творениях которого
не эмоции воздействуют на мысль читателя, а, наоборот, мысль возбуждает и возвышает его чувства.
Подлинный литературный шедевр — это красота чувств и мыслей, составляющих содержание произведения.
9. Талантливое литературное произведение —
это своеобразное «зеркало», в котором читатель видит также и себя
в роли того или иного персонажа.
Изображённая писателем виртуальная жизнь героев его опубликованного произведения удостаивается заинтересованного внимания читателей,
если она гармонирует с их идеалами, отвечает их душевным потребностям
и духовным запросам.
То, что восхищает, воспитывает.
Когда читатель искренне восхищается героями литературного произведения, он невольно ассоциирует себя с ними, абсорбирует их достоинства, критически оценивает их недостатки, то есть соответствующим образом себя воспитывает.
Именно благодаря чтению талантливых поучительных книг,
человек осознанно себя духовно, нравственно
и интеллектуально совершенствует.
Максим Горький признавался: «Всем лучшим во мне я обязан книгам».
10. Страсть в сердце — обязательное условие для творчества.
Основа создания шедевра — испытанные автором драматические события.
О неинтересном написать интересно невозможно.
Только сверхзначимые для автора, глубоко его волнующие жизненные впечатления, чувства, мысли вызывают у него творческое вдохновение, мобилизуют его на создание подлинного литературного шедевра.
11. Никакой талант не может успешно развиваться
для собственного удовлетворения.
В обществе, в котором не жалуют таланты, нет, естественно,
благоприятных условий для их возникновения и созревания.
В результате происходит деградация самого общества и девальвация талантов.
Предопределённый трагизм всякого таланта — в том,
что он одиозен обществу, состоящему преимущественно
из заурядных индивидуумов с примитивнымидуховными
и душевными запросами.
Возвысившись над средой обывателей, талантливая личность
готова предложить этому обществу свои самые выдающиеся творческие достижения. Но оно, современное человеческое общество, увы,
к обогащению этими благами не стремится, не испытывая в них
никакой потребности.
Потому-то талант и остаётся невостребованным в обществе,
пока каким-либо образом не увенчает себя славой,
которая единственно способна возбудить любопытство толпы
по отношению к талантливой личности, добившейся всеобщего внимания
и почитания.
Лишь всемерно поощряя и поддерживая таланты,
общество могло бы благоразумно заботиться о себе:
ведь только в этом случае оно способно обогащаться плодами творчества
этих талантов.
12. Ум — основа таланта.
Совершенствуя свой ум, литератор в то же время воспитывает у себя безупречный художественный вкус, — это позволяет ему создавать
и дарить читателю всё то ценное, значимое, выдающееся, вдохновенное, прекрасное, что составляет содержание его творений.
Литератор же посредственного ума может предложить нам
лишь низкопробное, вульгарное, нудное чтиво.
Литература, которая не поощряет в читателе его лучшие качества,
является, можно смело сказать, вредоносной.
Пустопорожнее многословие, изобилующее в текстах многих авторов, снижает, а нередко убивает интерес читателя к их произведениям.
По моему мнению, толстые книги — это нарочитое или неосознанное выражение их авторов пренебрежительного отношения к читателям.
Современный литературный стиль должен быть лаконичным, ярким, эмоционально захватывающим, интеллектуально высокозначимым
для читателя.
Высокохудожественный литературный стиль
наблюдается в том произведении,
в котором повествование является интересным и поучительным для читателя.
Литературное произведение, которое служит целям лишь развлечения
для читателя, возбуждения его примитивных чувств и эмоций,
удовлетворения его неприхотливого любопытства,
не достойно быть опубликованным.
Книга, в идеале, должна быть подлинным учебником жизненной мудрости, антологией мудрых, благородных поступков, показом возвышенных человеческих взаимоотношений, источником неиссякаемого вдохновения
для читателя, стремящегося к духовно-нравственному и интеллектуальному самосовершенствованию.
13. Гениальное литературное произведение — то,
которое открывает читателю сверхзначимые для него истины.
Знание научных открытий, идей не делает человека, не являющегося учёным, счастливее, в то время как обогащение моральными мудрыми истинами
делает его лучше, благороднее, достойнее, совершеннее, могущественнее.
Исследование вечных важнейших жизненных проблем человека
и общества — в этом как раз и состоит истинное предназначение художественной литературы.
14. Заповедь литератору:
Твори достойное Вечности, не заботясь о выгоде.
Сплав наивности и честолюбия толкает человека
на занятия литературным творчеством.
Уважающий себя литератор обязан быть высокоискусным Мастером,
но он не должен при этом становиться профессиональным писателем.
Избирая литературное творчество своей профессией,
честолюбивый писатель вынужден неустанно «штамповать»
с целью получения постоянного заработка свои всё новые и новые произведения, которые все целиком, конечно же, не могут являться гениальными. Эти массовые литературные поделки своим низким художественным уровнем неизбежно дискредитируют художественную литературу.
Известно, что Искусство оказывает могучее влияние на личность человека,
и оно может как возвысить его душу, так и навредить ей.
Поэтому, в идеале, Искусством должны заниматься выдающиеся личности — гении.
Хотя, надо признать, судьба гения незавидна: он чаще всего
остаётся при жизни непризнанным, — главным образом потому,
что не угождает в своём творчестве закоснелым, примитивным вкусам
и идеалам современников.
При всём при том гению присуща, как уже было отмечено,
святая наивность: он страстно жаждет заслужить признания у обыкновенных людей, в то время как сам творит для себе подобных небожителей.
В конце концов он делает разочаровывающие его выводы:
«Чем больших высот достигаешь в своём творчестве, тем меньше обнаруживаешь нуждающихся в нём ценителей».
«Современники — самое большое разочарование для гения».
Именно интеллектуальная слепота современников
и их низкие духовные запросы делают трагичной жизнь гения.
Как правило, люди не в состоянии оценить чужие достижения,
к которым сами не стремятся.
В заключение хочется пожелать честолюбивому литератору:
Твори достойное Вечности, а если не можешь, значит, ты не гений, — займись другим менее значимым и менее ответственным ремеслом.
КОНЕЦ