Найти тему
Святые места

Грех ли вступать в брак с неверующим? Протоиерей Александр Никольский

Грех ли вступать в брак с неверующим или неверующей?

Наверное, без разницы. Вы знаете, это не совсем ответственно, вот это делать. Потому что значит, человек неверующий, если вдуматься, или человек верующий, это не просто хождение в храм, соблюдение постов, что тоже, конечно, очень важно, как для человека верующего, потому что это будет такое некое разделение, все не постятся, а ты постишься, и наоборот, некое разделение уже вносится в семью. Но это не самое важное.

У человека неверующего некоторые другие понятия о добре и зле.

Насколько мне приходилось объяснять людям неверующим, кстати, не только мужчинам, но и женщинам, что изменять своей второй половине нельзя. Говорит:

"Ну, а если она, так сказать, не узнает, я прихожу домой от любовницы, у меня хорошее настроение, это же я по отношению к жене своей добро делаю".

Рационально так подумаешь, да, действительно, любовь к жене, прямо такая упрощённая.

Вот, понимаете, такие краеугольные вещи, которые, ну, наверное, измена, всё-таки, для большинства людей не очень приемлемы, мы, всё-таки, даже будучи, может быть, не очень верующими, понимаем, что это какое-то нарушение наших отношений в семье.

Я, кстати, не говорю про всякие болезни соответствующего характера, рассуждаю даже чисто на нравственном, на духовном уровне. И не только это. Сюда относятся многие вещи, воспитание детей, опять же, не только какие-то некие религиозные принципы.

Например, как можно зарабатывать деньги? У некоторых неверующих людей есть такой принцип, у некоторых, не говорю, что у всех, но у некоторых, деньги не пахнут, надо их зарабатывать любым путём.

И вот человек, допустим, не берёт взятки, он христианин, а ему жена говорит:

"Слушай, денег мало, твой коллега берёт взятки, а ты не берёшь, в чём дело-то? Ты что, меня не любишь, что ли? Если любишь, бери".

Ну, я взял взятки просто так, для примера. Это может что угодно быть. Вот когда для тебя это суперважно, очень важно, это не просто даже в храм сходить в какое-нибудь воскресение, чтобы сходить с женой неверующей.

Это ещё не самое страшное. Если ты, в принципе, в храм ходишь, то ты можешь иногда как-то вот, так сказать, ради неё что-то такое сделать. Хотя тоже это не очень здорово, не комфортно для человека верующего. Я имею в виду более краеугольные вещи, когда перед тобой ставят вопрос:

Либо ты меня любишь, либо делаешь грех.

Ну, или, например, такая вещь как аборт. Для человека верующего аборт - это убийство. Вот просто так вот. Ну, не хочу иметь детей, иду на аборт. Это большая для человека верующего трагедия настолько, что церковь разрешила разводиться с женой, если она делает аборт, так сказать, если муж против, а она, всё-таки, идёт на аборт.

-2

Ну и как вы будете в этой ситуации?

Вам будет очень больно. Ваша жена убивает ваших детей. А сама она так не считает, потому что у неё другие понятия добра и зла. Так, немножко почистилась. И так можно приводить множество примеров. Я взял только некоторые, которые в голову пришли.

Вот я пошёл в секцию большого тенниса, а ты, дорогая, пошла в секцию настольного тенниса. Да и ладно. Это куда более серьёзные и краеугольные вещи. Это не просто религиозное, обрядовое, чисто внешнее, имею в виду. А это то, как ты считаешь, что надо правильно и счастливо жить.

И вот у неверующих людей, у них нет понятия греха, так как бывает у людей верующих. Верующие тоже грешники, что греха таить, мы все грешники, но мы хотя бы знаем, что мы согрешаем, мы с этим боремся, и у человека искренне верующего, всё-таки, нет крайности проявления греха.

А у человека неверующего, у него может быть даже так, что он считает грех за добродетель, за добродетель, то есть у него вообще плюсы-минусы перепутаны, знак "плюс-минус" перепутаны. Вот для меня это страшный грех, а у него это добродетель.

Да, есть влюблённость, но подожди, не торопись, повстречайся, пообщайся. Когда немножко эта влюблённость чуть притухнет, может, почувствуешь, что… ну, это надо с ума сойти, чтобы сделать этот шаг, то есть, просто обречь себя на очень большие проблемы, часто неразрешимые, когда вот если я за неверующего выйду замуж, потому что рождаются дети, дети любят папу и маму, и как уйти, пусть уже не от любимой жены или мужа, а от детей? Не уйдёшь.

Другое дело, что в основном молодые люди такие не очень воцерковлённые, то нужно попытаться до брака все эти вопросы прояснить. Не только быть в таком угаре эмоциональном и ничего не соображать, а немножко пообщался, немножко успокоился, чуть протрезвел, что называется, от этого наплыва гормонов соответствующих, и начал задавать вопросы.

"Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо, что такое плохо". Начали же задавать вопрос к своему, так сказать, напарнику по общению, коллеге, и, может, его ответы тебя немножко отрезвят.

Поэтому надо смотреть. Есть люди, которые не очень верующие, но у них есть очень такая, скажем, христианская этика. Даже мне встречались девушки, которые говорили: "А что, сколько Бог даст, столько я буду рожать". Девушки совершенно не из православных семей, невоцерковлённых, но так у неё вот Бог в сердце присутствует, как говорится, она по-христиански так может ответить.

Ну, или какие-то ещё вещи можно услышать. Например, что изменять нельзя, там ещё что-то, ещё что-то. Ну, с этим человеком можно работать, жить, я думаю, что его вообще воцерковить не будет уж такой большой проблемой, потому что она придёт домой, всё, во что она принципиально верит, она или он, неважно, это то, чему церковь и учит.

И были такие у меня случаи, когда девушек просили приводить парней, и они… один даже сейчас священник, а был совершенно неверующий студент МГУ. Но он был с христианскими принципами он, так сказать, воцерковился, и потом даже священником стал. Так что вопрос не во внешней форме, потому что бывает, что люди в церковь ходят, а на них не женятся и не выходят за них замуж, сплошь и рядом такое бывает. А у тебя сердце чем живёт: Христом, евангельскими заповедями или чем-то другим?

-3

А церковь иногда бывает в этом случае даже такой попыткой уйти от ответственности. Вроде нагрешил, но в церковь хожу, Бог меня простит. А покаяния нет настоящего, со всеми вытекающими последствиями на семейную жизни, естественно.

Поэтому надо понять, что такое вера, что такое иметь Бога в сердце по-настоящему. Вдуматься в эти слова, и тогда многие вещи станут более понятными.

И тут еще очень важный момент неверующих. Что значит, человек не имеет понятия о добре и зле? Он не умеет любить, ведь корень греха - это эгоизм. И вот у человека, который по-настоящему неверующий, я не говорю про тех людей, которые бывают очень жертвенными, даже не зная Христа, они приходят, естественно, в церковь, к Христу, потому что это их дух, дух им близкий.

А эти люди, они служат своему эгоизму. Сколько я знаю таких случаев, когда девушки уходили от ребят, оставляя им детей. К сожалению, так это сейчас не так уж и редко бывает. Если раньше была классика, как бы это само собой подразумевалось, что мужчины уходят из семьи, то сейчас, к сожалению, всё больше женщина уходит из семьи. Её не остановишь. Её даже дети собственные не останавливают.

Ну, она уходит к любимому человеку. А бывает, что этих любимых уже и не один. "Любимых", конечно, с точки зрения христианской, употреблено в кавычках, то есть это некая страсть. И вот жить с человеком, на которого нельзя положиться, жить с человеком, который от тебя может в любой момент уйти, потому что ему будет с тобой не комфортно, а не комфортно, потому что ты просто не удовлетворяешь всех запросов его эгоизма. И даже аргумент "так это же будет плохо детям" не работает, потому что если эгоист, он любит по-настоящему только самого себя.

Конечно, таких в чистом виде эгоистов, так сказать, не слишком много. Это не то, что все неверующие - это такие эгоисты, упаси, Боже, меня так обвинять, но вот этот момент, он присутствует, и, к сожалению, по моим наблюдениям, все больше и больше нравственные принципы христианства уходят из жизни неверующих людей. Ну, это происходит в силу того, что, так сказать, все больше поколений людей живет вне церкви, вне Бога.

Плюс и сами эти принципы меняются, как известно. И даже учения всякие возникают о том, что надо именно эгоизм и свои потребности прежде всего удовлетворять, уже и это обосновывают всякие психологи и так далее. Вот, к сожалению, всё больше и больше люди вот в эту сферу эгоизма, неверующая часть наших людей, не вся, повторяю, но какая-то определенная часть, всё больше погружается.

Вот это на самом деле очень большая проблема, очень страшная, большая проблема. На самом деле это самая страшная проблема, страшнее всяких войн и эпидемий, когда люди теряют способность любить друг друга.

А все остальное - это уже следствие, и войны, и так далее. Поэтому надо подумать, чтобы это было не просто, чисто такое, знаете, плотское чувство, которое достаточно быстро проходит, а действительно, чтобы ты понял, кого ты любишь, чтобы это не было для тебя неожиданностью спустя, бывает, достаточно короткое время после уже заключения брака и рождения ребёнка.

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру

Читайте еще