Возможно вы уже слышали, вчера мелькала новость — джемпер принцессы Дианы продали на аукционе за 1,14 млн. долларов. Если вы ещё не видели этот предмет, то спешу вас разочаровать. В нем нет абсолютно ничего особенного, за исключением духа (идеи, посыла свитера, его влияния на моду Британии) и статуса обладательницы.
Но больше всего меня удивила не цена, по которой неизвестный покупатель приобрел лот, а история обнаружения свитера, его идентификация и находчивость выгодоприобретателя.
Глаз зацепился за информацию, которая показалась странной, а мозг мгновенно сообщил, что здесь есть какой-то подвох. Когда речь идет о вязании и о свитерах, надо подключать «Вязального Коломбо».
Что будет в статье:
- Факты о самом популярном на протяжение 40 лет джемпере Англии.
- Как заполучить личную вещь принцессы.
- Как испортить свитер за один выход.
- Пример того, как продвигать свое хобби, если вы вяжете, шьете и тд.
- Как заработать миллионы лишь на одном узоре.
К слову, владельцы джемпера обнаружили его «случайно» на своем чердаке. Вот только все в этой истории совсем не случайно, но об этом по порядку.
Часть 1. Паршивая овца
Не пугайтесь заголовка. Это все о джемпере. Экземпляр, проданный на аукционе Сотбис, в котором леди Диана (до замужества) появилась на матче популярного среди аристократов поло, в прямом смысле иллюстрирует нам английскую идиому о непохожем на других члене общества. По смыслу «паршивая овца» близко к нашей «белой вороне».
Вещь довольно примитивная для современного вязания, простая даже для спиц, не говоря о вязальной машине, — на красном полотне джемпера, выполненном лицевой гладью, в несколько рядов выстроились овечки. Одна из них черная, остальные белые.
Пока ничего особенного, ведь на аукционах выставляются совершенно разные вещи.
Мне пришлось поискать информацию в разных источниках — статьи, интервью и материалы с аукциона. Поэтому постараюсь пересказать историю в двух словах.
Как джемпер попал на аукцион?
Его передали создатели свитера — Джоанна Осборн и Салли Мьюир. И странно не то, что джемпер вновь оказался у его создателей, а то, что в его идентификации принимали участие лишь фотографии и видеозаписи, сделанные тогда, на матче по поло, 42 года назад, а также благодарственные письма из Букингемского дворца.
А дело было так.
Точно неизвестно, кто подарил Диане джемпер с овечками. Но вещь каким-то образом оказалась на ней в июне 1981 года. А дальше вспышки фотокамер — молодую особу, помолвленную с принцем, рассматривали под лупой. Так об эффектном ярком джемпере и бренде «Уом энд Уандефул», который его выпустил, стало известно общественности.
Небывалый успех обрушился на двух вязальщиц, а по совместительству организаторов небольшого бизнеса по вязанию одежды из шерсти. Было множество заказов, все хотели выглядеть, как леди Диана. О чем еще может мечтать, хоть и маленькая, но компания?
Но это еще не все. Примерно через месяц Джоанна и Салли получают письмо из дворца, в котором мастериц просят отреставрировать джемпер, т.к. он немного повредился в процессе эксплуатации, либо отправить Диане новый. Когда джемпер доставили девушкам для изучения характера повреждений, они заметили оторванную манжету.
Часть 2. Джемпера было два
И тут начинаются нестыковки. Чем больше я рассматривала фотографии и читала статьи, тем больше во мне просыпался «Вязальный Коломбо».
На фотографиях Сотбис все детали на месте, а из дефектов — три отверстия. Одно (на манжете) от спущенной петли, второе будто прожжено, т.к. имеется характерное изменение цвета вокруг отверстия, а третье мне показалось странным — нет обрыва нити, петля просто зависла в воздухе. Ни о какой ишь одной оторванной манжете речи нет.
Вот посмотрите сами:
Позже нашла информацию, что манжету они все же пришили. Но почему тогда не отправили джемпер обратно, если дело было только в ней?
Я подумала: «Как мог так пострадать джемпер, если Диана надела его лишь раз?».
А порвался он именно в тот день. Иначе как объяснить, что специалисты Сотбис соотнесли все имеющиеся фотографии с переданным образцом и признали в нем оригинал? Т.е. дыры были на своих местах? Или Диана приехала уже в дырявом джемпере?
Или специалисты соотносили только узоры? Но тогда это совсем бредово, ведь каждая вязальщица сможет связать копию, если правильно подобрать пряжу. Что говорить о настоящих авторах джемпера, у которых было все для этого.
Допустим, вещь была испорчена до поездки. Если бы Диана носила джемпер постоянно, это можно как-то объяснить, но тогда было бы много других фотографий, снятых в разное время.
Может Диана носила его дома? Но чтобы продырявить шерстяной джемпер в трех местах, надо хорошенько постараться. Например, лазить по кустам. Принцессы часто так проводят время?
И, опять же, тогда вещь продырявилась бы после мероприятия, а никак не до.
Вопросов к идентификации по фотографиям очень много.
Итак, Джоанна и Салли решают не реставрировать джемпер, а отправить вместо него новый. Уже в новом изделии Диана появлялась перед камерами. В интервью они говорят, что, несмотря на различия первой и второй версии (например, черные овечки находятся в разных местах), никто ничего не заметил. При этом первый джемпер, который Диана надевала на матч по поло, девушки оставили себе. Положили вещь подальше и забыли о ней на десятилетия. Такая версия озвучивается на Вог.
А вот на Сотбис указано, что Джоанна и Салли думали, что джемпер отреставрировали и отправили одному из покупателей, т.к. наблюдался повышенный спрос на джемперы с овечками. А потом вдруг внезапно нашли на чердаке.
Так все-таки положили или отправили? И вообще, как можно забыть, что у тебя на чердаке есть джемпер, который носила Диана, если весь твой бизнес построен на этом джемпере? По-моему, кто-то лукавит.
Я нашла видео, в котором Салли и Джоанна рассказывают о своем успехе. Так вот на столе в момент съемки у них лежит куча газетных вырезок того времени с упоминаниями их фирменного джемпера и Дианы. Как может быть, что про настоящий свитер принцессы они забыли?
«Акулы» вязального бизнеса
Производство этих ярких джемперов завершается к 1994 году, т.к. интерес со стороны покупателей стих. Хотя до этого времени бренд успел подрасти и даже попасть на неделю моды в Нью-Йорке.
А потом, через пару десятилетий, паттерн вновь неожиданно появляется на экране, но уже в сериале «Корона» в 2020 году. Новая волна интереса к создателям модели побуждает их пересмотреть узор, а заодно начать сотрудничество с американским брендом Роуин Блейзерс.
В это время предприимчивые вязальщицы начинают штамповать овечек на разных предметах — сумках, кедах, свитерах. В ход идут не только вязаные вещи, но и текстиль.
Спустя время, интерес к бренду снова снижается. И тут мастерицы «внезапно» находят джемпер Дианы у себя на чердаке.
Стоит ли говорить, что находка Джоанны и Салли снова возродила интерес публики к бренду «Уом энд Уандефул»?
Кстати, вся реклама на их официальном сайте построена именно на Диане и том самом джемпере с овечками.
Покупатель, заплативший больше 1 млн. долларов за джемпер, неизвестен, поэтому он запросто может оказаться американским брендом, с которым Джоанна и Салли сейчас объединились. В таком случае популярность к фирме вернулась и принесет им какие-то деньги, а джемпер формально останется у них.
Выводы
Если в оригинальность джемпера я могу поверить (возможно, есть какие-то непубличные доказательства), даже в то, что вещь считали потерянной и совсем забыли о ней (на официальном сайте стоит неправильная дата события, при котором публика впервые увидела джемпер), то не могу принять, как можно за один день порвать шерстяной жаккардовый джемпер сразу в трех местах.
Вот такая история.
А вы верите, что это тот самый джемпер, а не его копия? Как думаете, джемпер специально «вылеживали» на чердаке?