В ходе ВЭФ вице-президент «Норникеля» по федеральным и региональным программам Андрей Грачёв сообщил, что компания планирует с 2024 года увеличить объём перевозки грузов по Северному морскому пути (СМП) до 2,4 млн тонн ежегодно. «Норильский никель» и раньше пользовался этим логистическим маршрутом, о чем мы рассказывали в Telegram-канале ПРОметалл. В 2021-2022 годах по СМП перевозили свыше 2 млн тонн грузов в год. То есть прибавка будет не слишком большая, но ощутимая.
Тем более что речь идёт об активном освоении именно восточного направления СМП, от порта Дудинка и напрямую в Китай. По этому восточному коридору «Норникель» планирует перевозить 400–600 тыс. тонн грузов. Для этих целей сейчас ведётся работа по увеличению пропускной способности порта Дудинка на 40–50%. С 2019 года в развитие порта уже вложили около 7 млрд рублей.
«Компания считает возможным развитие маршрута через восточную часть СМП, которая снимает риски и обеспечивает нам возможность прямых поставок продукции в Китай, — отметил Андрей Грачёв.
Вопрос, что собирается возить «Норильский никель»? На сегодняшний день через западную часть СМП в основном снабжается сам Норильск и комбинат. 100–110 тысяч тонн — попутный северный завоз. В ходе реализации комплексной инвестиционной программы, рассчитанной до 2030 года, потребность в перевозке грузов «Норникеля» по Севморпути возрастёт с полутора миллионов тонн до 2,0–2,4 млн тонн в год.
Пиковые показатели будут достигнуты благодаря завозу в Норильский промышленный район грузов для реализации проектов «Серная программа», «Чистый Норильск», «Южный кластер». Важный потребитель грузов — программа реновации Норильска. Какова будет грузовая база после завершения крупных инвестпроектов, пока не ясно. Предполагают, что с 2025 года ожидается рост объёма перевозки по СМП никель-медного файнштейна на 100 000 – 200 000 тонн в год.
Количество грузов, обработанных в порту Дудинка в прошлую зимнюю навигацию, выросло на 75% по сравнению со средними показателями предыдущих лет. «Норникель» ежегодно транспортирует в отдалённые посёлки уголь, дизельное топливо, стройматериалы. Коренному населению доставляют грузы в рамках реализации Программы поддержки и развития КМНС, благотворительную помощь, а также продукты питания.
Что тут действительно интересного и инновационного? В первую очередь — простой и одновременно новый подход к использованию СМП. До сих пор этот коридор многие почему-то рассматривали исключительно в контексте «от конечной до конечной», то есть от Мурманска до Владивостока.
Например, рыбопромышленники на лихтеровозе, который так и называется «Северный морской путь», подобным образом перевозят рыбу с Дальнего Востока в Мурманск, где, в общем, и своей рыбы хватает, хоть и других видов. А тут «Норникель» показывает, что вполне эффективно использовать СМП и фрагментарно, по частям.
«Активное использование Северного морского пути обеспечит «Норильскому никелю» укрепление позиций на рынке Азии и прежде всего Китая. Дело в том, что к 2030 году прогнозируется существенное увеличение спроса на цветные металлы из-за роста производства электромобилей и аккумуляторов для них. Например, потребление никеля должно вырасти на 1 млн тонн. Увеличится спрос на медь и кобальт», — считает промышленный эксперт Леонид Хазанов.
По его мнению, поскольку КНР есть и остаётся мировым центром по выпуску электромобилей и аккумуляторов, то именно Китай и будет предъявлять основной спрос на никель, медь и кобальт.
«В результате, обеспечив доставку этих металлов через Северный морской путь, «Норильский никель» получит выигрыш в скорости и подобным образом имеет отличные шансы выиграть у конкурентов в борьбе за китайских клиентов, заодно усилив и своё влияние на мировом рынке цветных металлов», — говорит Леонид Хазанов.
Перевозить «Норникелю» есть на чём. Его флот состоит из шести судов усиленного ледового класса типа «Арктический экспресс». Кроме этого, компания имеет возможность дополнительно привлекать к перевозкам до 13 сухогрузов и один танкер.
Другой вопрос, что об обновлении арктического флота нужно думать уже сейчас и не только «Норильскому никелю». Президент России Владимир Путин, выступая на ВЭФ, подчеркнул, что недра на Дальнем Востоке изучены всего на 35%, и есть все возможности кратного роста для добывающих отраслей. Кратного — это почти в 3 раза. А значит, все эти руды и цветные металлы, которые начнут добывать уже в обозримом будущем, нужно будет как-то перевозить, и СМП в этом вопросе будет реально конкурировать с Транссибом и БАМом.
Восточный полигон доведут до ума не сегодня и не завтра. А когда доведут, то объёмы железнодорожных перевозок могут опять вырасти, и места на рельсах опять будет не хватать. Северный морской путь — это вполне надёжная альтернатива.
В океане нет пробок, нет очередей, нет разделения на приоритетные грузы и не очень, не надо постоянно скандалить с РЖД из-за тарифов. В общем, не дорога, а сказка. При наличии судов, которые могут преодолевать толстые льды, либо при наличии атомоходов, которые смогут расчищать моря от льдин и обеспечивать безопасность мореплавания. Суда «Норникеля», например, могут преодолевать льды толщиной до 2 метров, им и атомоход не нужен.
В этом смысле «Норильский никель» подаёт позитивный пример другим. А порты Сабетта, Диксон, Тикси, Певек, Анадырь, та же Дудинка вполне могут увеличить свою пропускную способность. Сабетту строили с прицелом именно под интенсивные перевозки по СМП. А более возрастные порты можно реконструировать.
По статистике Минтранса России, грузооборот порта Дудинка в первом полугодии 2023 года составил около 860 тыс. тонн. Это солидно, но при модернизации фактически любой северный порт может принимать и отгружать в полтора раза больше. Так что металлургам и транспортникам есть над чем работать.
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите на нашем сайте и в Telegram-канале.