Техника, научно-технический прогресс и эффект масштаба
На протяжении столетий господствующие на планете идеологии формировали у людей привычку воспринимать научно-технический прогресс (НТП) как неоспоримое благо. На повседневном уровне в этом трудно усомниться: каждое новое достижение НТП, будь то телефон, автомобиль или стиральная машина, приносят очевидные удобства, экономию времени и сбережение сил. Очевидность эта, однако, имеет силу лишь в границах единичных ситуаций использования той или иной «полезной вещи» человеком, домохозяйством или предприятием. Если же сменить масштаб и взглянуть на массовое производство и потребление плодов НТП, а также на последствия, то плюсы зачастую оборачиваются минусами. Например, пластиковая тара, пластиковые пакеты, пластиковые упаковки - безусловно облегчали людям жизнь в каждом отдельном случае. Но в итоге изобретение и массовое использование пластика привело к чудовищному засорению мирового океана. Аналогичным образом и другие создания инженерной мысли, составляющие гордость творцов НТП, обнаруживают теневую сторону при смене пространственного и временного масштаба.
Современное проявление парадокса масштаба - это сочетание сверхкомфортных инструментов и цифровых сервисов с общей характеристикой мира как турбулентного, непрозрачного и непредсказуемого.
Микромасштабу создания и функционирования техники соответствует развитая культура инженерно-конструкторского мышления. Макромасштабу соответствует социогуманитарное мышление, состояние которого можно охарактеризовать как зачаточное.
Технократическое мышление: чем системный инженер отличается от квалифицированного потребителя?
Современный пользователь бытовой и профессиональной техники, как правило, не понимает принципы работы технических устройств. Его жизнь протекает под девизом: не надо понимать, надо уметь пользоваться! Долгое время считалось, что понимание принципов работы технических устройств – это прерогатива инженеров и конструкторов - тех, кто создает и совершенствует технику. Однако, в 21 веке понимание начинает покидать и инженерную сферу. Одним из наиболее очевидных проявлений инженерного непонимания является «искусственный интеллект»: обучаемые нейросети, конечные алгоритмы работы которых оказались зашитыми в непроницаемый черный ящик. Не столь очевидное, но более масштабное проявление непонимания - повсеместное распространение разработанной в США системной инженерии. Суть системной инженерии заключается в том, что создатель новой техники оперирует готовыми функциональными блоками. Необходимость понимания физических процессов со всеми их возможностями и ограничениями при этом отпадает.
Можно ли уподобить техносферу техническому устройству, а информационную среду компьютеру?
Каждое техническое устройство в отдельности можно рассматривать как продолжение руки и глаза человека. Иногда – только руки или только глаза, или только уха. Иногда – человеческого тела в целом. Таким образом, техническое устройство – это протез. Протез необходим для повышения досягаемости объектов, на которые направлены внимание и активность человека. Каждое устройство-протез характеризуется двумя базовыми характеристиками: эргономичностью и эффективностью. Эргономичность характеризует, насколько комфортно и бесшовно протез сочленяется с телом. Эффективность – мера приумножения устройством естественных возможностей человека: какое увеличение дает тот или иной микроскоп, какие материалы может или не может одолеть то или иное сверло. Удерживая идею разных масштабов, сопоставим по параметру эффективности компьютер персонального пользования и цифровую среду, в которую погружены люди.
Компьютер: интерфейс, ПО, подключенные устройства
- На мониторе представлены информационные модели контролируемых объектов или конструкторы для сборки таких объектов. Их создают инженеры и программисты в интересах пользователей.
- Модели понятны, просты и адекватны тем задачам, которые решает пользователь в работе с объектами своего контроля
- Обратная связь на действия пользователя в виде наблюдаемых эффектов в ответ на его действия мгновенная и однозначная
- При коллективном использовании обеспечивается взаимопонимание и скоординированность действий пользователей
Цифровые среды обитания людей и их контентное наполнение:
- В электронных СМИ и СМК представлены информационные модели фактов, событий и в целом устройства окружающего мира. Их создают маркетологи и пропагандисты в своих собственных интересах
- Каждая отдельная модель понятна, чрезмерно проста и, как правило неадекватна никаким задачам обычного пользователя. В идеале они должны быть адекватны задачам, которые решают маркетологи и пропагандисты в работе с пользователями. В реальности же образуют лоскутный конгломерат представлений, фактов и интерпретаций, противоречащих друг другу и не стыкующихся друг с другом
- Обратная связь по результатам действий пользователей размыта, практически отсутствует
- Цифровая среда разобщает и фрагментирует коллективного субъекта. Обитатели разных "информационных пузырей" не понимают друг друга и неспособны к совместному действию, часть пользователей принципиально не доверяет "постправде"
Возможна ли человекосообразная цифровая среда?
В глобальном цифровом пространстве СМИ/СМК информационных моделей, адекватных жизненным задачам «пользователя», в готовом виде не существует. Есть лишь «сырой контент», на основании которого можно на свой страх и риск строить представления об устройстве мира, о фактах и событиях, о взаимосвязях и смыслах, о причинах и следствиях. В современный исторический период хаос информационных моделей в цифровой среде непреодолим и неизбежен. Он должен быть скомпенсирован знаниями, способностями и интеллектуальными функциями самого человека, которые невозможно делегировать информационному пространству и стоящим за ним маркетологам и пропагандистам.
Как жить в среде, которая не усиливает, а дезориентирует?
В ситуации «человек-компьютер» эффективный посредник между человеком и объектами его контроля – это техническое устройство. В ситуации «человек – цифровая среда» эффективный посредник между человеком и реальностью - это способности и высшие интеллектуальные функции человека. Они не подлежат протезированияю. Качества, необходимые для жизни в цифровой среде и для приведения «сырого контента» к человекосообразному виду:
- Критическое мышление
- Навыки фактчекинга
- Навыки анализа и сопоставления
- Рефлексия и осознанность
- Целостные, динамичные и достаточно сложные представления о мире
- Умение находить, подбирать и осваивать цифровые сервисы и инструменты под свои цели и задачи