Найти тему
Сокол-корабль

Русский поход в Иерусалим. Сорок калик.

Хорошо вооруженный отряд русских богатырей был готов к долгому походу. Звучат клятвы и обеты, даваемые перед началом пути наудачу. Припасов должно хватить на первое место, а дальше – Бог подаст. Ни один монастырь не откажет дать кровь и пищу русским каликам.

Черные горы, густые леса и бескрайняя степь – лишь малая часть пути в Святую Землю. Банды разбойников, долгие переходы по бесплодным землям Востока, и множество соблазнов всё бросить и повернуть назад...

Но воля людей была сильна – потратить несколько лет своей жизни, а может даже и погибнуть вдали от дома в пустынях были пустяком. Всё это меркнет перед светом, который ждет в конце пути. Молитва у Гроба Господнего, после которой простятся все грехи…

Русская дружина. Автор неизвестен. Занятная иллюстрация - в одном ряду стоят воины и с крестами, и с коловратами на щитах.
Русская дружина. Автор неизвестен. Занятная иллюстрация - в одном ряду стоят воины и с крестами, и с коловратами на щитах.

Русское паломничество в Иерусалим

Паломничество – в широком смысле путешествие к сакральным местам. Слово происходит от латинского «palma» (пальма), и такие наполненные религиозным смыслом походы известны во многих религиях – исламе, буддизме, синтоизме, индуизме (традиционные религии Японии и Индии соответственно). И, конечно же, в христианстве. Странников, которые ходят по святым местам называют богомольцами, паломниками и каликами.

Калики – название, к настоящему моменту твердо ассоциирующееся со словом калека. В XIX веке так действительно называли слепых певцов, которые переходили от церкви к церкви и зарабатывали на жизнь пением духовных стихов (народных песен о христианском учении и святых). Однако во времена Древней Руси каликами называли тех богомольцев, которые отправились на далекое путешествие в Святую Землю – город Иерусалим.

Паломник. Иллюстрация Ильи Репина. До 1930 года
Паломник. Иллюстрация Ильи Репина. До 1930 года

Точно неизвестно, когда русские люди впервые оставили родные земли, чтобы отправиться в пустыни Ближнего Востока. Возможно, что первые паломники-калики появились на Руси одновременно с крещением в 988 году. Из Никоновской летописи известно о русском посольстве, отправленном князем Владимиром в Иерусалим.

А наиболее полным описанием паломничества является «Хождение Даниила, Игумена Русской Земли», в котором описывается поход калик во главе с Игуменом Даниилом в 1104-1107 годах. Сочинение монаха полно удивительных описаний загадочных для русских людей того времени мест, народов и чудес. Конечно, «Хождение», полно наивности и суеверия, но такое живое и мифологическое восприятие мира было характерно для наших предков.

Паломничество было делом опасным и дорогим, поэтому упоминания простолюдинов, отправившихся в богомольное путешествие, в исторических источниках единичны. Человек, решившийся на этот путь, должен был запастись достаточным количеством воды, пищи, а самое главное оружия для самозащиты в чужих и негостеприимных землях.

Сильно поменялись маршруты паломнических походов в октябре 1187 года, когда султан Саладин, захватив Иерусалим потребовал от христиан покинуть город. Однако походы русских богомольцев по святыням Востока продолжались до 1453 года, когда пал Константинополь и опасность потерять свою жизнь во время паломничества дошла до высшей точки.

Слепой гусляр, поющий старину. Картина Андрея Рябушкина. 1887 год
Слепой гусляр, поющий старину. Картина Андрея Рябушкина. 1887 год

Сорок калик. Русская былина.

Былины, русские народные сказания, сохранили для нас описание похода дружины калик. В подтверждение слов о том, что паломничество было доступно лишь обеспеченным людям, многие варианты былины начинаются с описание богатого снаряжения богатырей:

И пошли они, — котомочки бархатны,
Из черного бархата заморского,
И повышили красным золотом,
И повысадили скатным жемчугом;
У котомочек лямочки семи шелков;
На ножках сапожки — турец сафьян;
На головушках шляпы земли Греческой;
И взяли они по камешку Антавенту:
И скоро калики в поход пошли,
День идут по красному по солнышку,
Ночь идут по камешку Антавенту.
Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: Ч. 2
записано от слепого крестьянина Козьмы Романова, 13 января 1861 г.

Антавент-камень, вероятно, является магнитом, с помощью которого, как по компасу, калики определяли направление.

Помимо описания богатого снаряжения, в былине традиционно описывается страшная клятва, которую калики дают перед походом – кто согрешит, впадет во блуд или воровство, будет казнен. В некоторых вариантах былины казнь ограничивается закапыванием в землю по шею, в других же закапывание сопровождается выкалыванием глаз и вытягиванием языка.

Вид Иерусалима. Картина Максима Воробьева. 1836 год
Вид Иерусалима. Картина Максима Воробьева. 1836 год

Атаманом калик является Касьян Михайлович (Касьян Иванович, Красота Касьян), настоятель Боголюбова монастыря. Образ его каличьей дружины имеет множество архаичных, языческих черт. От пения калик с гор сходят вершины, а со зданий осыпается крыша, они не отказываются от княжеских угощений, а их страшная клятва – казнить грешника, слабо вяжется с православным вероучением.

С другой стороны, былина полна христианских подробностей, например перечисляются Иерусалимские святыни:

Идти будет ко городу Иерусалиму,
Леванидову кресту помолитися,
Господню гробу приложитися,
Во Ердань-реке искупатися,
Нетленною ризою утеретися.

(Сборник Кирши Данилова, номер 23)

В ходе своего похода, калики попадают на двор князя Владимира и княгиня Апраксия пытается соблазнить Касьяна провести с ней ночь. Но атаман калик отказывается, чем оскорбляет княжну. Пока калики спят она подбрасывает в котомку Касьяна золотую чашу князя.

За воровство Касьяна казнят и калики уходят в Иерусалим без него. Но когда через несколько месяцев они возвращаются в свой монастырь той же дорогой, они находят Касьяна вновь живым и невредимым, но с выросшими до пояса волосами.

Тут мы вновь возвращаемся к языческим мотивам, скрытым в былине. У славян
святой Касьян (в реальности Иоанн Кассиан Римлянин) живет не на небесах, а в подземном мире. Он лохмат и волосы закрывают его глаза и всё тело. И есть теория, что такой страшный и странный славянский святой Касьян просто перенял на себя образ какого-то забытого языческого подземного бога (само описание это святого является изящным компромиссом между Кощеем и Вием).

В целом сюжет этой былины до сих пор является спорным, языческая ли в нём основа, или всё-таки христианская.

Обман Апраксии вскрывается, калики просят прощения у своего атамана и вместе с ним возвращаются на двор князя Владимира. Всё это время княгиня Апраксия лежала в гное и «
сраме», но святое дыхание Касьяна исцеляет её. «Простил её блуд женский».

И в конце концов калики возвращаются в свой монастырь. Так и закончился этот русских поход в Иерусалим.

____________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском (и не только) эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.