Хорошо вооруженный отряд русских богатырей был готов к долгому походу. Звучат клятвы и обеты, даваемые перед началом пути наудачу. Припасов должно хватить на первое место, а дальше – Бог подаст. Ни один монастырь не откажет дать кровь и пищу русским каликам.
Черные горы, густые леса и бескрайняя степь – лишь малая часть пути в Святую Землю. Банды разбойников, долгие переходы по бесплодным землям Востока, и множество соблазнов всё бросить и повернуть назад...
Но воля людей была сильна – потратить несколько лет своей жизни, а может даже и погибнуть вдали от дома в пустынях были пустяком. Всё это меркнет перед светом, который ждет в конце пути. Молитва у Гроба Господнего, после которой простятся все грехи…
Русское паломничество в Иерусалим
Паломничество – в широком смысле путешествие к сакральным местам. Слово происходит от латинского «palma» (пальма), и такие наполненные религиозным смыслом походы известны во многих религиях – исламе, буддизме, синтоизме, индуизме (традиционные религии Японии и Индии соответственно). И, конечно же, в христианстве. Странников, которые ходят по святым местам называют богомольцами, паломниками и каликами.
Калики – название, к настоящему моменту твердо ассоциирующееся со словом калека. В XIX веке так действительно называли слепых певцов, которые переходили от церкви к церкви и зарабатывали на жизнь пением духовных стихов (народных песен о христианском учении и святых). Однако во времена Древней Руси каликами называли тех богомольцев, которые отправились на далекое путешествие в Святую Землю – город Иерусалим.
Точно неизвестно, когда русские люди впервые оставили родные земли, чтобы отправиться в пустыни Ближнего Востока. Возможно, что первые паломники-калики появились на Руси одновременно с крещением в 988 году. Из Никоновской летописи известно о русском посольстве, отправленном князем Владимиром в Иерусалим.
А наиболее полным описанием паломничества является «Хождение Даниила, Игумена Русской Земли», в котором описывается поход калик во главе с Игуменом Даниилом в 1104-1107 годах. Сочинение монаха полно удивительных описаний загадочных для русских людей того времени мест, народов и чудес. Конечно, «Хождение», полно наивности и суеверия, но такое живое и мифологическое восприятие мира было характерно для наших предков.
Паломничество было делом опасным и дорогим, поэтому упоминания простолюдинов, отправившихся в богомольное путешествие, в исторических источниках единичны. Человек, решившийся на этот путь, должен был запастись достаточным количеством воды, пищи, а самое главное оружия для самозащиты в чужих и негостеприимных землях.
Сильно поменялись маршруты паломнических походов в октябре 1187 года, когда султан Саладин, захватив Иерусалим потребовал от христиан покинуть город. Однако походы русских богомольцев по святыням Востока продолжались до 1453 года, когда пал Константинополь и опасность потерять свою жизнь во время паломничества дошла до высшей точки.
Сорок калик. Русская былина.
Былины, русские народные сказания, сохранили для нас описание похода дружины калик. В подтверждение слов о том, что паломничество было доступно лишь обеспеченным людям, многие варианты былины начинаются с описание богатого снаряжения богатырей:
И пошли они, — котомочки бархатны,
Из черного бархата заморского,
И повышили красным золотом,
И повысадили скатным жемчугом;
У котомочек лямочки семи шелков;
На ножках сапожки — турец сафьян;
На головушках шляпы земли Греческой;
И взяли они по камешку Антавенту:
И скоро калики в поход пошли,
День идут по красному по солнышку,
Ночь идут по камешку Антавенту.
Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: Ч. 2
записано от слепого крестьянина Козьмы Романова, 13 января 1861 г.
Антавент-камень, вероятно, является магнитом, с помощью которого, как по компасу, калики определяли направление.
Помимо описания богатого снаряжения, в былине традиционно описывается страшная клятва, которую калики дают перед походом – кто согрешит, впадет во блуд или воровство, будет казнен. В некоторых вариантах былины казнь ограничивается закапыванием в землю по шею, в других же закапывание сопровождается выкалыванием глаз и вытягиванием языка.
Атаманом калик является Касьян Михайлович (Касьян Иванович, Красота Касьян), настоятель Боголюбова монастыря. Образ его каличьей дружины имеет множество архаичных, языческих черт. От пения калик с гор сходят вершины, а со зданий осыпается крыша, они не отказываются от княжеских угощений, а их страшная клятва – казнить грешника, слабо вяжется с православным вероучением.
С другой стороны, былина полна христианских подробностей, например перечисляются Иерусалимские святыни:
Идти будет ко городу Иерусалиму,
Леванидову кресту помолитися,
Господню гробу приложитися,
Во Ердань-реке искупатися,
Нетленною ризою утеретися.
(Сборник Кирши Данилова, номер 23)
В ходе своего похода, калики попадают на двор князя Владимира и княгиня Апраксия пытается соблазнить Касьяна провести с ней ночь. Но атаман калик отказывается, чем оскорбляет княжну. Пока калики спят она подбрасывает в котомку Касьяна золотую чашу князя.
За воровство Касьяна казнят и калики уходят в Иерусалим без него. Но когда через несколько месяцев они возвращаются в свой монастырь той же дорогой, они находят Касьяна вновь живым и невредимым, но с выросшими до пояса волосами.
Тут мы вновь возвращаемся к языческим мотивам, скрытым в былине. У славян святой Касьян (в реальности Иоанн Кассиан Римлянин) живет не на небесах, а в подземном мире. Он лохмат и волосы закрывают его глаза и всё тело. И есть теория, что такой страшный и странный славянский святой Касьян просто перенял на себя образ какого-то забытого языческого подземного бога (само описание это святого является изящным компромиссом между Кощеем и Вием).
В целом сюжет этой былины до сих пор является спорным, языческая ли в нём основа, или всё-таки христианская.
Обман Апраксии вскрывается, калики просят прощения у своего атамана и вместе с ним возвращаются на двор князя Владимира. Всё это время княгиня Апраксия лежала в гное и «сраме», но святое дыхание Касьяна исцеляет её. «Простил её блуд женский».
И в конце концов калики возвращаются в свой монастырь. Так и закончился этот русских поход в Иерусалим.
____________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!
Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском (и не только) эпосе.
Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.