Цены на зерно каждую неделю растут, дороже всего покупают сою. Люди могут прилично заработать в сезон, уверяет алтайский фермер Владимир Кноль. А после получают по пять тонн зерноотходов, тюки сена по потребности и муку. Если натуроплата не нужна, можно продать корма и неплохо заработать.
О том, как складывается ситуация с ценами на зерно и уборочной 2023 в Алтайском крае пишет Евгений Стучков в статье «Ждут у моря погоды», которая опубликована в одном из ведущих региональных изданий «Алтайская нива».
… Уборка на фермерских полях в КФХ Владимира Кноля началась 30 августа. За первые дни успели обмолотить всего 118 га, занятых пшеницей. Дальше дело не пошло, начались дожди. Владимир Иванович не скрывает: урожайность в этом году невелика, всего 10 ц/га. В прошлом году получали вдвое больше. Небольшой участок засевают овсом, который идет на фураж и выдается в качестве натуроплаты работникам хозяйства. Видовая урожайность этой культуры тоже составляет примерно 10 ц/га.
А вот среднеспелый сорт пшеницы Буран радует глаз. Растения буквально стоят стеной. Фермер немного завысил норму высева и не жалеет. Планирует получить с этого поля хороший урожай. Уже закуплены семена этого сорта в КФХ Алейского района на новую посевную.
Пшеница Алтайская 75 была посеяна по пару и тоже внушает оптимизм. По словам специалистов, алтайские сорта в этом году дают урожай с высоким содержанием клейковины. А это значит, что закупочная цена на такое зерно будет несколько выше.
Проблем в эту уборочную много. Например с горохом – урожайность культуры в районе в этом году невысокая, зерно в валках из-за обилия влаги проросло. С гречихой тоже не все гладко: в середине поля культура подошла для косовицы, а по краям, у дороги, не дозрела. Если начать убирать сейчас, будут огромные потери и в объеме зерна, и в качестве. Всего в КФХ гречихой засеяно 800 га. В последнее время цена на нее была довольно высокой, поэтому многие хозяйства увеличили посевной клин.
В целом в этом году в районе гречиха занимает более 27 тысяч га. Пока закупочная цена на нее составляет 20-21 тыс. рублей за тонну. Дороже всего закупают сою - по 55 тыс. рублей за тонну. И цены на зерно каждую неделю растут. В день нашего приезда в хозяйство (2 сентября) аграрий сдал пшеницу в ЗАО «Алейскзернопродукт» по 12,5 тыс. рублей за тонну. И это с учетом повышенной влажности.
Две культуры и никаких удобрений
Пшеницей и гречихой в КФХ засевается 1800 га, 500-600 га ежегодно занимает пар. Если не заниматься парованием, придется в большом объеме закупать минеральные удобрения, объясняет фермер. Однако в этом году из-за сухой весны и начала лета у многих они не дали должного эффекта. Более того, сожгли посевы. Сухие удобрения Владимир Иванович не использует, а вот подкормку по листу применяет.
«Мы сетуем на то, что на полях и вблизи них нет никакой живности. Это связано с тем, что чистым паром фермеры заниматься перестали. Его заменяют многочисленные химпрепараты, которые нещадно выливаются на посевы. Некоторые хозяйства нашего района за сезон обрабатывают ниву три раза, а то и более», - рассуждает собеседник.
Из этих соображений в КФХ гербицидной обработкой не злоупотребляют, применяют препараты третьего класса опасности только для того, чтобы убить вьюн полевой и другие злостные сорняки. Глифосатами и фунгицидами не пользуются. Считают, что лучше лишний раз пропаровать пашню, которая наберет необходимый для культурных растений азот.
Нужны люди
Нынешний год показал, что в хозяйстве непременно должна быть сушилка. У нашего агрария ее пока нет, однако в ближайшее время планирует приобрести. На заемные средства фермер не рассчитывает, хочет использовать собственные. Еще есть огромное желание установить зерноочистительную машину «Петкус». А значит, нужно строить новый мехток или модернизировать имеющийся.
В фермерском хозяйстве трудятся люди предпенсионного и пенсионного возраста, молодых ребят мало. Люди не хотят работать даже за достойную зарплату. Владимир Иванович говорит: «Есть в селе такие «кадры», которые устраиваются ухаживать за какими-нибудь бабушками, которым за 80 лет. Им идет стаж с довольно высоким коэффициентом, намного выше, чем во время работы в сельском хозяйстве».
Если бы не кадровый голод, бразды правления КФХ Владимир Иванович давно передал бы сыну. Иван смог бы руководить, но тогда будет некого посадить во время уборки на комбайн, в период посевной - на трактор, на машину – чтобы вовремя доставить запчасти. Так что главой фермерского хозяйства пока остается Кноль старший.
В КФХ трудятся люди из разных сел – Красноярки, Троицкого, Петлихи, Усть-Пристани. Постоянных работников 12-13, в горячий сезон к ним добавляются пенсионеры. В прошлом году в это время на уборке было задействовано 20 человек, сейчас – 16.
Коллектив подобрался очень дружный. Если произошла поломка техники у кого-нибудь из механизаторов, все стараются ему помочь, чтобы он быстрее включился в работу.
Люди могут прилично заработать в сезон, уверяет фермер. А после получают по пять тонн зерноотходов, тюки сена по потребности и муку. Если натуроплата не нужна, можно продать корма и неплохо заработать.
Техника есть, топливо есть
Техники в КФХ, в отличие от людей, достаточно. Обмолот ведется комбайнами «Дон», «Енисей» и двумя «Акросами». Еще один комбайн стоит без дела, работать на нем некому. На косовице задействованы два комбайна. Отвозку зерна осуществляют три автомобиля ЗИЛ. На полях работают два трактора К-700 и один Т-150. Недавно была приобретена самоходная косилка.
С покупкой топлива в фермерском хозяйстве проблем не возникает. На базе имеется три емкости – общим объемом 70 тонн, которые заполняются задолго до начала сельхозсезона. Если возникает необходимость подвезти еще ГСМ, это мгновенно решается. Надежный поставщик доставляет горючее по первому звонку. За осенний период расходуется 70-80 тонн ГСМ, значительная часть тратится на обработку паров.
Все технические и организационные вопросы в хозяйстве не вызывают особых проблем. Что беспокоит, так это прогноз метеорологов. Приближающийся дождливый период окончательно омрачает настроение фермера. «Если такая погода продержится еще неделю-другую, урожай убрать не удастся. Даже если не идут дожди, утренняя роса добавляет влаги, - говорит Владимир Кноль. – А роса - это тот же дождь. В первый день, когда она выпала, мы просидели без дела до трех часов. И когда вышли на обмолот, все равно зерно было влажным».
В одном из многочисленных долгосрочных прогнозов значится совсем уж невеселая перспектива. Во второй половине сентября якобы ожидаются заморозки. Владимир Иванович говорит, что это поставит крест на уборочных работах. Ведь при низкой температуре зерно не будет подсыхать.
И все-таки крестьяне живут надеждой. Надеждой на хорошую погоду. Это позволит с минимальными потерями убрать урожай и обеспечить финансовую подушку безопасности на предстоящее время.
Автор: Евгений Стучков.
(Источник и фото: портал «Алтайская нива»).
Интересна тема? Подпишитесь на наши новости в ДЗЕН | Канал в Telegram | Группа Вконтакте | Дзен.новости.