Внимание! Статья содержит спойлер!
Сегодня предлагаю Вам вспомнить фильм, про который лично я смело могу сказать, что он не похож ни на что другое. Речь идет о "Знакомьтесь, Джо Блэк". Актёрский ансамбль, на мой взгляд, подобран просто восхитительно. Выдающийся актёр Энтони Хопкинс, настоящий красавчик Брэд Питт, прекрасная Клэр Форлани под руководством режиссёра, Мартина Бреста, подарили миру чудесную картину. Но порассуждать сейчас хочется не об этих замечательных актёрах, их игре или прекрасной внешности. Тема, которую интересно обсудить, только поначалу может показаться мрачной и холодной. Я говорю о смерти.
Безусловно, эта тема, поднятая в фильмах, просмотренных до и после "Знакомьтесь, Джо Блэк", неизменно вызывает у меня известные и понятные чувства. Бывает страшно, больно, накрывает злость, ярость, отчаяние. Думаю, что любой согласится, что все эти эмоции - неизменные спутники неминуемого в жизни каждого человека явления, которое называется смерть. Посмотрев много лет назад фильм "Знакомьтесь, Джо Блэк", я была потрясена тем, как смерть представлена в этом фильме. Это некая сущность, тысячелетиями наблюдающая за нами - людьми. И поскольку она - реальный герой картины и, скажем так, одушевленный, то далее я буду обращаться к ней с большой буквы.
Итак, лицезрея целую вечность, как люди рождаются, делают первые шаги, растут, преуспевают, падают, ошибаются, учатся верить и надеяться на что-то вновь, заново доверять другим таким людям, влюбляться, отпускать, Смерть более просто не может стоять спокойно в стороне. Ее переполняет зависть к тому, что она видит. И это совершенно новый взгляд на вещи. Режиссёр предлагает зрителю подумать, что Смерть не может предложить всего этого человеку. Она настолько скучна и пресна, что в какой-то момент ей становится невыносимо от себя самой. Как бы это нелепо не прозвучало, но складывается впечатление, что ей становится жизненно необходимо испытать хоть что-то из того, что может предложить жизнь. Хотя бы ненадолго. Именно это и толкает Смерть на то, чтобы принять на время облик безвременно погибшего, чертовски привлекательного героя Брэда Питта, а также найти себе проводника в лице достойного из людей, Уильяма Пэрриша. Его блестяще играет Энтони Хопкинс. Кто бы мог подумать, что между человеком и Смертью заключается сделка - нечестная и заведомо проигрышная сделка для смертного. Но так ли это? Сама по себе идея того, что Смерть более не может оставаться в стороне-это пощечина ей, её откровенное высмеивание. Однако любопытство полностью берет верх и в этом она становится совсем как люди. Но её сходство с нами я еще отмечу.
Пока же, в самом начале пути, Смерть намерена прочувствовать хоть что - то из того, что чувствует человек в жизни. Смерть периодически напоминает своему проводнику, кто здесь хозяин. Ирония заключается в том, что выбрав себе в поводыри умного, интересного человека, живущего полной жизнью, она просчитывается, ведь он ещё и бесстрашен. Миллионер Уильям Пэрриш - явно не из числа тех, кого легко запугать. Сильный духом человек, много лет успешно выстраивающий свою империю, не только оказывается не по зубам Смерти, но и сам диктует ей правила игры. Поначалу он осторожен, выстраивая общение с неожиданным гостем. Но довольно скоро они меняются местами. Пэрриш становится своего рода хозяином положения. "В тебе проснулся человек и ты пошёл у него на поводу!"- бесстрашно заявляет он Смерти в лицо. И это ещё один момент в фильме, когда Смерть уязвлена.
И если до этого она пыталась скалиться, ставить человека на место и шантажировать, то теперь человек явно победил . Небольшой эпизод в фильме, когда Смерть выполняет просьбу неизлечимо больной женщины и отправляет её в мир иной - это ещё одна иллюстрация того, как жалко выглядит Смерть по замыслу создателей картины. В то же самое время мы видим, что этот своеобразный акт милосердия по отношению к несчастной старушке не приносит Смерти абсолютно никакого чувства удовлетворения. А ведь это то, что и составляет ее суть - отнимать жизнь. То что всегда было силой Смерти, её властью. Все пошатнулось в одночасье. Конечно, все изменилось ещё тогда, когда Смерть в принципе решила пойти на сделку с человеком. И этот момент, когда мы видим, как она стоит у койки только что умершей женщины и испытывает презрение к тому, что ей приходится делать целую вечность. Все это вызывает сочувствие у зрителя и заставляет посмотреть на все совершенно по-другому…
Привлекательно в Смерти и то, что имея много знаний о том, как мужчина столетиями ухаживает за женщиной, эта сущность в обличии Брэда Питта ведёт себя очень робко. Эта неуверенность, чувственность и совершенная непохожесть на всех вокруг явно привлекают Сьюзан. В какой-то момент кажется, что девушка серьезно увлечена пришельцем. Ее отец, по совместительству являющийся проводником Смерти в этом мире, не на шутку встревожен. Возможно, он впервые в жизни испугался чего-то так серьезно. И вот момент истины. Смерти кажется, что она снова обретает себя, имея власть над людьми, возможность шантажировать, управлять этим человеком, чья дочь последует за своим сердцем. И именно тут создатели фильма наносят Смерти сокрушительный удар. Она вдруг понимает, что больше не может быть собой, серьезно влюбившись в прекрасную девушку. Невыносимо думать о том, что её можно забрать с собой в мир, где нет ничего.
Но в самой жизни нет места для Смерти и она не может остаться. Это короткое путешествие практически завершено. И своей любимой Смерть не может дать то, что эта девушка хочет получить. Смерть не может обойтись с любимым человеком так жестоко. Исход очевиден. Нужно вернуть к жизни того, в чье тело Смерть вошла. Нужно вернуть того, кого Сьюзан увидела в самом начале фильма до его гибели, кем искренне заинтересовалась. Возможно, это очередной удар для Смерти. Какой-то парнишка, который только начинает жить, обходит саму Смерть. Ведь несмотря на интерес Сьюзан к себе, Смерть чувствует, что девушка постоянно испытыввает необъяснимое чувство опасности вперемешку с неподдельным интересом. Смерть все понимает. Любовь побеждает....
Выполняя условия сделки и забирая с собой лишь своего проводника, Смерть напоследок заявляет одному из героев фильма, что всегда поражалась, как низко может пасть человек. Эти слова адресованы жалкому человечишке, бывшему жениху Сьюзан, предавшему её отца, который столько помог тому в карьере. И кажется, что в этот момент создатели фильма попытались несколько реабилитировать Смерть. Что-то из разряда того, что наблюдая за нами столь долго, она не только испытывала зависть, ревность, восхищение, но также её взору открывались все человеческие пороки… Все самые низменные человеческие стороны. И в этот момент думается, что человек и Смерть сыграли вничью.
И все же по общей задумке фильма это не так. Смерть гораздо беднее жизни. Вынужденная вернуться туда, где ей положено быть, отвечая на вопрос Уильяма Пэрриша, она говорит, что ей жалко бросать всё. Смерти жалко бросать жизнь! Пэрриш признает, что Смерть "расшевелила" Сьюзан. И Сьюзан будет наконец любить, как мечтал всегда ее отец...А может быть Сьюзан полюбила именно Смерть?..
Вдвоем Смерть и Уильям Пэрриш покидают этот мир...
Делитесь своими впечатлениями об этом фильме, о теме смерти в этом фильме!
Спасибо за внимание!