Я про разбивание гитар после концерта - уже второго.
После первого перфоманса в Новомосковске меня покоробило, но я малодушно закрыла на это глаза. Ну мало ли, бес попутал.
А после питерского шоу стало понятно, что это сознательный ход. И бес этот крепчает.
Я знаю точку зрения организаторов: это спектакль, рок-концерт.
О да, это примета рока - но западного. В конце 60-х, в 70-е годы западные рокеры выходили на сцену под воздействием всяких разных веществ и творили всякое. В том числе расшибали и сжигали гитары. Это уже было - и прошло.
Вот Пит Таунсенд, лидер группы The Who. За 1967 год он уничтожил 35 гитар.
Вот Курт Кобейн завершает концерт. Он, как известно, вообще плохо кончил.
Вот Джимми Хендрикс. По-русски ли это выглядит?
А как такая ассоциация? Торжество потустороннего, адского - по-моему, однозначно.
И мне неясно, зачем возрождать худшее?
Русский рок недаром называют русским. В русском роке главное - содержание. Глубокие тексты, которые заставляют задуматься, которые будят не только мысли, но и душу.
В этом смысле творчество Ярослава Дронова неоценимо. Для меня песни Ярослава всегда были примером светлого пути, такого, от которого во мне просыпается кровь предков, гордость за то, что я принадлежу к великому народу.
Ярослав сознательно использует в своих композициях то элементы народного пения, то включает в музыку звон церковных колоколов. Мне это нравится, слушаю - и мурашки по коже.
Песни Ярослава помогли мне в тот момент, когда медленно умирала моя мама. Я включала то "Мой бой" - потому что это был мой бой с памперсами наперевес, то "Исповедь" - "Дай мне нести свой тяжкий крест и не падать".
Я писала о потрясающем творчестве Ярослава и не давала права слова ни одному хейтеру, потому что - верила.
А теперь? Не знаю.
5 января я была на концерте в Самаре. Зрелище незабываемое! Артист отработал на все сто! Толпа после концерта шла от зала и распевала гимн. До сих пор во мне живут эти эмоции.
И вот - здрасьте, приехали.
Во-первых, разрушение, крушение вещей в русском характере есть - когда человек выпьет лишку. И зрелище такого неадекватного русского - отвратительно.
Во-вторых, издревле на Руси считалось, кто каждая сделанная вещь имеет душу. Вещи надо беречь, чтобы не повредить эту душу.
В-третьих, концертные инструменты стоят немалых денег. Их сознательное разрушение - это худший пример барства, глумления над теми, кто не может себе позволить многого.
Артист зарабатывает на концертах. Я мечтала попасть ещё на шоу Ярослава. Но если мои деньги пойдут на покупку новых гитар, то нет уж, нет уж. Я в Интернете послушаю песни, которые мне нравятся.
И вот тут вторая сторона медали.
А послушаю ли?
Ярослав говорит в интервью, что есть Ярослав - скромный в быту, и есть SHAMAN - артист на сцене с размашистыми жестами.
Ярослав говорит, что шоу SHAMANа должно быть на высшем уровне, а в быту Ярослав довольствуется малым.
Это всё замечательно.
Но вот что получается: Ярослав призывает идти по светлому уникальному русскому пути - и тут же позволяет на своём концерте происходить глубоко чуждому действу.
Такая двойственность отравляет доверие к артисту. Яд вливается по капле, незаметно.
Сначала - разбитые в диком раже гитары, а дальше что?
Рок - как видимость, внешние проявления? Ну тогда давайте загримируемся, наденем сатанинские маски - а чё, рок же ж! Вот так же было - мы чё, хуже что ли?
Вот, гляньте, какие красавцы! "Евровидение" выиграли - группа Лорди, 2006 год.
Если я на концерте под влиянием этого шоу достану из сумочки ключи от своей квартиры, проберусь на сцену и стану ритмично протыкать барабаны Константина, меня скрутит охрана. Наверняка повесят материальный ущерб и запрут суток на 15.
А почему? Я ж на рок-концерте! Почему вам можно - а мне нет?
Ярослав, кому много дано, с того много и спросится. Последний блок концертов из трёх песен - "Я русский", "Встанем", наш гимн - это так возвышает душу, это поднимает человека над суетой.
И тут вдруг бац - и какая-то низменная вакханалия.
Не буду говорить о девочках, легко одетых в мини в цветах национального флага. На грани фола, но ладно, красивые юные девчонки, ладно.
Но гитары не надо разбивать. Не ново это. Да и не наше.
И подрывает доверие к творчеству в целом.
Есть анекдот про обрезанного еврея в бане. Он грубый, но очень верный. "Ты либо трусы надень, либо крестик сними".
Либо гордящийся своей русскостью - либо повторяющий худший из западных образцов.
На двух стульях не усидеть.
Это ты написал, Ярослав. Прислушайся!
Дай все преграды разрушить
Дай не продать свою душу
И мне уйти, если нужно
Дай мне
P. S. Почему на ты? А я и с Богом на Ты. :)