Журналист Сергей Алексеев: Александр Шабанов «Болеславлев III. В Торжок и обратно»
Когда священник или тем паче архиерей берется за перо не для того, чтобы осмыслить тезисы своей проповеди (хотя я не думаю, что батюшкам и священноначалию досуг заниматься сейчас этими миссионерскими опытами), а сотворить что-то в художественном ключе, читатель во мне трепещет.
Ибо удачных экспириенсов такого рода на российской литературной ниве крайне мало, а чахлые с художественной точки зрения всходы православных издательств вряд ли можно анализировать как произведения выдающейся литературной силы.
Из удачного (сразу отметаем авто и не совсем авто фикшн «Несвятых святых» митрополита Тихона Шевкунова) можно отметить рассказы и повести следующих отцов РПЦ: Николая Агафонова, Ярослава Шипова, Александра Торика, Андрея Ткачева, Александра Авдюгина.
С прискорбием должен сообщить, что все эти авторы, преуспевшие в богословских вопросах, испытывают стилистические трудности при выстраивании сюжета художественного произведения.
Сразу убираем за скобки Андрея Ткачева - о нем поговорим в другой и я, надеюсь, вечной жизни. Агафонов - местами пронзителен, но редактуры не хватает, Шипов суховат, Торик - чемпион Европы по сказочному православию, Авдюгин пишет смешно, но с акцентом на интернет-аудиторию, и это рождает необычные, хотя и вполне канонические смыслы.
И вот на этом ликующем фоне отец Александр Шабанов со своим сериалом «Болеславлев», мягко говоря, не проигрывает. А стилистически автор глубоких исследований о кельтской церкви, пожалуй, и превосходит коллег по цеху.
Эрудиция и спокойный, размышляющий, но не убаюкивающий голос автора, ведет своего героя, отца Василия Болеславлева сквозь духовные тернии XIX века.
Все три «Болеславлева» исторически выверены (у героя есть прототип - тверской священник Василий Владиславлев), написаны твердой рукой, полны ненавязчивых размышлений о метафизике и насыщены околоборхесовскимии плюшками, которые поймет только продвинутый и внимательный читатель.
В третьей книге цикла Шабанов отправил Болеславлева в Торжок за святыней, и следить за одиссеей вызывающего симпатию и мыслящего без оглядки на епархиальное управление героя довольно занимательно.
Коммерческого успеха у этих книг никогда не будет, и слава Богу.
Такая литература нужна хотя бы с точки зрения миссионерской работы: иногда между строк можно ухватить что-то гораздо более душеспасительное, чем духоподъемные проповеди некоторых из вышеупомянутых отцов.
Прислушайтесь к голосу Александра Шабанова - он негромкий и не оглушит вас.
И не травмирует, как один из тверских пастырей, первым делом заявивший на огласительной беседе, где я имел несчастье присутствовать, что а) все мусульмане погибнут в аду и б) нищим подавать не надо, так как сначала надо разобраться, а нищие ли это.
Я не буду разбираться, ибо не нищий просит, а Христос. И уж тем более высказываться о посмертной судьбе католиков, протестантов, мусульман, и, извините, огнепоклонников.
Со своими бы грехами разобраться.
Полагаю, и Болеславлев не стал бы.