Сначала закричала, потом запела. Так шутя начинает рассказ о себе Александра Егорова. Музыка в жизни регента Марфо-Мариинской обители присутствует чуть ли не с ее появления на свет. Родилась наша героиня в Петрозаводске, где жила до шестнадцатилетнего возраста. Перебралась в Москву, стала певчей и руководителем церковного хора. Сейчас ведет блог в социальных сетях, где рассказывает не только о своей работе, но и о том, как общаться с миром, если ты незрячий.
Зачет – поездка в Москву
Музыкальными знаниями Александра овладевала с детских лет: пела в хоре и сольно, занималась вокалом эстрадным и академическим. В семнадцать лет поступила в Курский музыкальный колледж-интернат слепых. Родители были против, думая, что дочь будет чувствовать себя увереннее в жизни, если получит профессию массажиста, одну из самых востребованных среди невидящих людей.
– Господь всё дает для чего-то. Не «за что-то», а «для чего-то», – рассуждает наша героиня. – Есть же люди, которые живут без рук и без ног. Они же для чего-то живут? Может быть, чтобы другие могли ощутить сострадание, которого сейчас так мало. Людям в бесконечной жизненной гонке не хватает сил, чтобы почувствовать любовь не то что к другим – к себе. К себе в христианском понимании, ведь иногда надо для своего же блага в чем-то себя ограничить.
Девушка планировала поступить в столичную академию, чтобы получить высшее музыкальное образование, но, к сожалению, не прошла по баллам. Она вернулась на год в Петрозаводск, где занималась музыкальной терапией с детьми с ментальными заболеваниями. Но мечта о большей самостоятельности ее не оставляла, и Александра решила отправиться в Волоколамск, где на базе реабилитационного центра прошла курсы, которые позволяют усовершенствовать бытовые навыки и научиться уверенно ориентироваться в пространстве.
– До двадцати лет я ориентировалась очень плохо, и только в центре мне помогли вылезти из этой скорлупы. Вы не представляете, как страшно выйти на улицу одной и куда-то пойти! А меня отправили одну в Москву в качестве зачета, и я думала: как я поеду? И ничего, доехала, и еще потом заехала к Матронушке, – рассказывает она.
Александре не раз говорили, что внешне она похожа на святую Матрону Московскую. Девушка любит бывать у мощей блаженной в Покровском монастыре, хотя получается это не так часто, как хотелось бы.
«Первопроходец»
Окончив курсы, Александра совершала много паломнических поездок, побывала и в Дивееве. Именно с этой поездки, по ее мнению, ее жизнь обрела иной курс.
Она уже хотела снова попробовать поступить в академию, когда, попав в Марфо-Мариинскую обитель, познакомилась с игуменией и получила от нее совет поступать в Православный Свято-Тихоновский университет. Решение было принято за три недели до вступительных экзаменов. Поддержала Александру не только матушка, но и – своим благословением – епископ Орехово-Зуевский (ныне Верейский – прим.) Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
– Здесь я не только начала по-настоящему познавать Православие, постоянно бывать на богослужениях, но и научилась регентовать. Поступи я в академию, как планировала, потеряла бы очень многое и была бы совершенно другим человеком, – считает она.
Наша героиня поступила на факультет церковного пения, став в каком-то смысле первопроходцем: до этого незрячие абитуриенты в ПСТГУ документы не подавали. И хотя у комиссии были сомнения, сможет ли она учиться, преподаватели в полной мере оценили ее вокальные способности. Видя, сколько стараний Александра прилагает к учебе, педагоги тоже стали оказывать ей содействие.
– Мне говорили, что я никогда не стану регентом церковного хора, что это невозможно, а я стала! Благодаря педагогам, благодаря Богу, – считает она.
Дипломная работа Александры была посвящена обучению незрячих церковному пению в системе высшего образования. В ней выпускница особое внимание уделила вопросам воспитательной среды, так как считает, что ребенку необходимо давать возможность проявлять себя: благодаря этому он сумеет реализоваться в будущем. Среди знакомых Александре молодых людей есть незрячие химики, математики, программисты, звукорежиссеры, массажисты…
– Я очень благодарна маме и отчиму за то, что они дали мне научиться самостоятельности, – говорит Александра.
Современные технологии позволяют ей вести личный блог, знакомиться и общаться с большим числом людей. К публичности девушка не стремилась, но ее духовник дал благословение на то, чтобы она рассказывала о том, как живут люди с ограниченными возможностями здоровья, говоря, что это может оказаться полезным для других людей.
– Представьте, что вы на час завязали глаза. Может, не сразу, но в отсутствие возможности видеть у вас бы стали «просыпаться» другие анализаторы. Так и мы пользуемся возможностями, которые предоставляет мозг, чтобы познавать мир, – поясняет она.
О незаменимом
К Богу Александра пришла еще в подростковом возрасте. К ним в школу от храма святой великомученицы Екатерины приходили священники, звонари, православные добровольцы.
– До этого я слышала, что Бог карает тех, кто Его ослушивается, что это прежде всего строгий Судья. Благодаря их миссионерской деятельности я узнала больше и поняла, что Бог есть Любовь. Это открытие – нечто невероятное, дающее возможность иначе смотреть на все происходящее, – говорит наша героиня.
В четырнадцать лет она стала ходить в храм, несмотря на сопротивление со стороны родных. Александру сразу поставили на клирос, хотя она не знала никаких песнопений и многое учила только на слух. Два года она пела в Екатерининском храме, а затем, переехав в Курск, чтобы учиться, ушла из Церкви на четыре года.
– Захватила мирская жизнь, возраст был довольно юный, а круг общения широкий, я много концертировала. Сейчас понимаю, для чего мне это было нужно: я поняла, насколько пуста жизнь без Бога. Ничто светское Его не заменит, – уверена Александра.
В Волоколамске, когда она проходила курсы ориентировки, девушка вновь ощутила потребность в церковной жизни, сердце снова открылось Господу. Какое-то время она думала о поступлении в монастырь. После учебы в ПСТГУ на год уехала в Грецию, жила в женской обители святителя Илариона Могленского.
– Окончательного решения я так и не приняла, потому что почувствовала, что не готова быть монахиней, – признается Александра. – Сейчас ищу себя, пытаюсь понять, что и как нужно делать.
После возвращения в Москву она стала работать в учебном храме при ПСТГУ и регентовать в Марфо-Мариинской обители.
– Во время учебы в университете я поняла, что авторская музыка не подходит для храма. Именно традиционные распевы дают возможность человеку молиться, тогда как авторские произведения направлены на эмоциональные переживания, – говорит регент. – Что касается работы регента, у незрячего человека есть определенные сложности в управлении хором, в то время как регент зрячий может держать с участниками зрительный контакт. Нам же надо приучать поющих к своей жестикуляции, с помощью которой происходит управление хором. Мой хор ко мне привык, они меня отлично понимают, но если это будет другой коллектив, потребуется время для привыкания.
В этом году Александра стала лауреатом II Православного вокального фестиваля «Молодая Москва». И можно не сомневаться, что это далеко не последнее достижение в жизни одаренной девушки.
Беседовала Марина ДРУЖКОВА,
радио «Образ» (Нижний Новгород)
Версия для печати Дарьи ПЕТРОВОЙ
Публикация журнала
«Ведомости Нижегородской митрополии»