Всем привет, ни для кого не секрет, что в нашей стране много лесов, а значит их надо пилить и зарабатывать на этом деньги, да и просто развитие промышленности,организация просек в лесу, строительство дорог и расчистка полей, сводится к острой необходимости в бензопилах. В нашей стране это тоже понимали и в 30 годы прошлого столетия у немецкой компании Still была позаимствована компактная, на то время конечно, бензопила. В те годы данная бензопила произвела настоящий фурор, ведь обычную бензопилу эксплуатировали минимум 2 человека, а тут один прекрасно справлялся. Выпуск в Советском Союзе наладили под названием "Дружба". Очень люблю наших производителей за такие дружелюбные и мирные названия. Так вот, потом случилась война, и производство бензопил возобновили только в середине 50х годов. Ну а как же, страну то надо восстанавливать, а с бензопилой оно как-то сподручнее. Вот и начали производить. Потом появилась целая линейка аналогичных пил- Дружба-4, Электрон-4 с электронным зажиганием, которое должно было облегчить запуск и самый мощный представитель это Урал. Цифровой индекс говорит о мощности бензопилы. Двигатель был 2х тактный объемом почти 100 кубических сантиметров. Но сегодня я хочу рассказать вам свой опыт эксплуатации этой пилы, а так же ощущения и эмоции.
Данная пила была у моего деда, правда у деда была Дружба Электрон-4, на ней стояло электронное зажигание, а не кулачковое. Он ее очень любил, холил и лелеял. Каждую зиму он ее разбирал как автомат Калашникова, раскладывал на тряпочке на полу диагностировал неисправности, чистил и собирал. Пила у него всегда была в отличном состоянии и была словно новая. Мне, как уже довольно взрослому подростку давали попилить. И это было нечно. Пила была достаточно тяжелая, несмотря на то, что корпус пильной части был из магния. Но обо все по-порядку.
Чтобы завести пилу нужно открыть кран, нажать на утопитель в карбюраторе, чтобы потек бензин, достать из кармана стартер или по-простому заводилку, присоединить ее к пиле и дернуть за веревочку. Как правило пила с первого раза не заводилась. Стартер отлетал, и надо было его снова ставить и пробовать заводить. Это со временем разбивало посадочные места. Если пила не заводится, то это значит, что топливо перелило и надо положить пилу на бок и дать полежать. Когда пила заведется, стартер нужно снять. Если пила завелась, то об этом узнает вся деревня. Рев стоит просто потрясающий, так что незаметно спилить дерево в лесу не получится. Двигатель 2х тактный, поэтому бензин нужно мешать с маслом. Хорошего масла для 2х тактных двигателей тогда не было и заливали какое было. Чаще всего лили отработку от легкового автомобиля. От этой смеси дым стоял коромыслом, ведь пропорция была 1:25, для надежности лили 1:20. Если вдруг в деревне был глухой сосед и не услышал как вы завели двигатель, то сизый дым коромыслом он точно увидит.
Жрала пила тоже хорошо, бензин улетал только в путь. Теперь поговорим о процессе пиления. Пила достаточно тяжелая и держать ее нужно двумя руками, а пилить приседая на ногах, ведь пила должна быть строго вертикально, так как топливо в карбюратор поступает самотеком. Вот попилишь пару бревен, а потом целый день ходишь с прямой спиной и на полусогнутых, как будто лом проглотил и очень рад всех видеть, опа-на, хопа, привет. А эти прекрасные вибрации. После часа пиления до следующего дня ложку можешь не брать- все-равно все мимо рта полетит, руки будут трястись.
Но были у пилы и плюсы, которых мне не хватает в современных пилах.
Так как пилу нужно всегда держать вертикально, то у нее крутилась на 360 градусов пильная часть, то есть пилить она могла под любым углом. Это очень удобно если нужно спилить дерево. Достаточно длинная шина-45 сантиметров. Пила очень мощная и не пасовала ни перед какой нагрузкой. Пила абсолютно нетребовательна к качеству топлива и масла. Высокое качество цепей и материалов изготовления в целом. Но самое главное это наличие редуктора. В современных пилах сцепление идет непосредственно на цапфе коленвала, на Дружбе же после сцепления идет редуктор. Именно наличие редуктора делает эту пилу любимой пилой для самодельщиков, ведь достаточно приварить велосипедную звездочку и можно ставить на велосипед.
Вот такая она парадоксальная и такая теплая, живая и душевная наша пила Дружба, как и все советское)))
А у вас есть опыт владения этой пилой, напишите в комментариях))