Найти тему
БИЗНЕС Online

«Действуем как лебедь, рак и щука»: как Набиуллина не оправдала надежд Грефа и Костина

ЦБ поднял ставку до 13% в надежде охладить инфляцию, а экономика потерпит

«С одной стороны, стимулируем экономику мощнейшими бюджетными мерами, а с другой — пытаемся обуздать инфляцию, повышая ставку», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» решение совета директоров Банка России повысить ключевую ставку с 12 до 13% годовых. Решение принято на фоне высокого инфляционного давления. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина дала сигнал финансовому рынку ускорить подстройку и ответила главе ВТБ Андрею Костину на предложение ограничить рублевые переводы за границу. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».

Фото: «БИЗНЕС Online»
Фото: «БИЗНЕС Online»

ЦБ не оправдал ожидания Грефа и Костина

Банк России в пятницу не оправдал ожиданий глав Сбербанка и ВТБ Германа Грефа и Андрея Костина, которые в начале недели прогнозировали (а может, и просили) сохранение ключевой ставки на уровне 12%. На заседании в пятницу совет директоров ЦБ повысил показатель на 100 б. п. до 13% годовых.

Это третье подряд повышение ставки. В июле регулятор увеличил ее с 7,5 до 8,5% годовых после продолжительной паузы. А в августе, когда была преодолена психологическая отметка в 100 рублей за доллар, ЦБ собрался на внеплановое заседание и задрал ставку сразу на 3,5%. Такое решение в ЦБ тогда объяснили необходимостью ограничить риски для ценовой стабильности, а президент РФ Владимир Путин называл его своевременным.

Регулятор решил не останавливать ужесточение денежно-кредитной политики. Он объяснил свое решение высокими проинфляционными рисками — ростом внутреннего спроса и ослаблением рубля летом. Также ЦБ ухудшил прогноз по инфляции на 2023 год. Теперь вместо 5–6,5% регулятор ожидает рост цен на 6–7%. По состоянию на 11 сентября годовая инфляция выросла до 5,5% после 4,3% в июле и 5,2% в августе.

Высокий внутренний спрос, как указывает ЦБ, «усиливает отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста». «Высокий спрос на импорт при снизившемся экспорте — основной фактор ослабления рубля с начала 2023 года. В ближайшие кварталы спрос на импорт будет подстраиваться под произошедшее ослабление рубля и принятые решения по ключевой ставке», — подчеркивает регулятор. На решения влияет и слабый рубль. По оценке ЦБ, усиление внешних торговых и финансовых ограничений «может дополнительно ослабить спрос на товары российского экспорта и иметь проинфляционное влияние через динамику валютного курса».

Банк России вновь дал жесткий сигнал по дальнейшим шагам, заявив, что «будет оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях». Следующее запланировано на 27 октября.

«Будем удерживать ее на высоких уровнях достаточно продолжительное время»

Значимый вклад в текущую инфляцию вносили товары, цена которых зависит от курса, — автомобили, одежда, обувь, техника и электроника, отметила глава Банка России Эльвира Набиуллина в ходе пресс-конференции. Несмотря на динамику и высокую волатильность курса, финансовые рынки работали в стандартном режиме, поэтому регулятор не видит рисков для финансовой стабильности.

«На финансовом рынке началась подстройка к ужесточению денежно-кредитной политики. Но пока она недостаточно отразилась в ценовых условиях и практически не повлияла на динамику кредита, — пояснила она. — Сегодняшнее решение в том числе направлено на усиление и ускорение этой подстройки». По ее словам, более медленная реакция кредитного рынка объясняется в основном лагами трансмиссии. Еще одним фактором являются повышенные инфляционные ожидания, «которые уменьшают степень жесткости денежно-кредитных условий». Высокие темпы кредитования поддерживает и наличие масштабных льготных программ.

Еще один фактор связан с ожиданиями рынка, отметила глава ЦБ. Некоторые участники ожидают повторения сценариев 2014 и 2022 годов, когда регулятор достаточно быстро переходил к смягчению денежно-кредитной политики после ее резкого ужесточения. «Но текущий цикл отличается от предыдущих. Прошлые эпизоды значительного повышения ставки во многом были связаны с рисками для финансовой стабильности. Когда эти риски уходили, мы снижали ставку. В этот раз ситуация другая. Мы повысили ключевую ставку из-за реализации инфляционных рисков и будем удерживать ее на высоких уровнях достаточно продолжительное время. До тех пор, пока не убедимся в устойчивом характере замедления инфляции», — предупредила она.

Высказалась Набиуллина и по поводу дополнительных валютных ограничений. Вопросов у журналистов был так много, что их решили задать сразу блоком. Дискуссия по дополнительным мерам ведется, но это решение остается за правительством, подтвердила глава ЦБ. «Если есть необходимость влиять на потоки капитала, которые влияют на курс, то делать это лучше экономическими, а не административными мерами. На мой взгляд, административные меры должны ограничиваться мерами ответного характера», — сказала она. И добавила, что под экономическими мерами подразумевается повышение привлекательности рублевых сбережений и создание стимулов для компаний продавать выручку для оплаты текущих расходов.

Ответила она и на предложение Костина прикрывать лазейки для вывода денег за рубеж — обратить внимание на отправления не только валюты, но и рублей. По мнению Набиуллиной, в таком случае «неэффективные ограничения будут нарастать как снежный ком». «Мы будем закрывать что-то, бизнес найдет новую брешь, и так до бесконечности», — отметила она.

«Пора определиться, какова конечная цель — мертвая промышленность при низкой инфляции или рост промпроизводства»

Большинство аналитиков предсказывали, что ЦБ выберет шаг именно в 100 б. п. Часть экспертов прогнозировали увеличение сразу до 14–15%, писал РБК. «После экстренного повышения ставки в августе у ЦБ было всего два варианта — оставить на 12 процентах и продолжить ужесточение. Опции смягчить ДКП уж точно не было. Спустя месяц после предыдущего шага имеем ускорение инфляции и все еще слабый рубль», — рассуждает эксперт «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер. Он отметил, что вербальные интервенции и увеличение лимита продажи валюты в рамках бюджетного правила не привели к падению волатильности рубля. А решимость ЦБ должна подействовать. «Ограничения на кредитном рынке позволят со временем сократить темп заимствования частного сектора и сократить спрос на валюту со стороны импортеров. Если надо, ЦБ вновь вмешается, но, скорее всего, текущая ставка может быть сохранена дольше, чтобы спокойно оценить ее эффективность», — прогнозирует эксперт.

Несмотря на серьезное ужесточение политики, акции банков и российских компаний в целом «чувствуют себя неплохо», заметил в своем телеграм-канале «Холодный расчет» экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. «Возможно, это говорит о том, что ставка на уровне 13 процентов не является сдерживающей для экономики в ее текущей структуре, или рынок не верит в то, что это повышение будет длительным», — рассуждает он.

«Главное из пресс-релиза ЦБ заключается в следующем: высокие ставки надолго, т. е. быстрого возврата к мягким ДКУ, как в 2022-м, не будет», — пишет в своем телеграм-канале Spydell_finance экономист Павел Рябов. По его словам, сегодняшнее выступление ЦБ «можно интерпретировать как дальнейшее усиление ДКП при появлении значимых дестабилизирующих событий, как, например, существенный разгон инфляционного импульса / инфляционных ожиданий или продолжение ослабления рубля».

«12% или 13% в текущих условиях не так принципиально для рынка жилья и ипотеки. Важнее, как долго период высоких ставок будет длиться», — отмечает в канале REBURG руководитель аналитического отдела Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков. Он обращает внимание на обновленный прогноз Банка России: если летом регулятор ожидал, что в 2024 году ключевая ставка составит 8,5–9,5%, то теперь ориентир на следующий год — от 11,5 до 12,5%.

Экономический телеграм-канал MMI считает, что нынешний сигнал ЦБ «не жесткий». Сигнал стал умеренно жестким после жесткого в августе, заметил в своем телеграм-канале «Твердые цифры» экономист Родион Латыпов.

Прогноз ЦБ о годовой инфляции на уровне 6–7% «довольно оптимистичный», отмечает канал «Суверенная экономика» и указывает, что у минэкономики РФ другие ожидания. На неделе сообщалось, что минэкономразвития подняло прогноз по инфляции в 2023 году в России с 5,3% в апрельской версии до 7,5%. «Но такой прогноз свидетельствует о том, что регулятор действительно очень серьезно настроен сохранить ценовую стабильность, даже если придется пожертвовать ростом экономики», — пишет канал.

«Пора бы уже определиться, какова у нас конечная цель — мертвая промышленность при низкой инфляции или рост промпроизводства, пусть и при высокой инфляции. Если цель — мертвая промышленность, то тогда второй вопрос: а кому это надо? Да и не факт, что повышение ключевой ставки приведет с снижению инфляции. После предыдущего резкого повышения ставки, например, так не произошло», — критичен канал «Набережная, д. 2».

   «Текущее повышение ставки через время поспособствует укреплению рубля, но это происходит не сразу» Фото: «БИЗНЕС Online»
«Текущее повышение ставки через время поспособствует укреплению рубля, но это происходит не сразу» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В этом году мы точно не получим снижения ставки»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты порассуждали о причинах повышения ставки и последствиях такого решения.

Андрей Кочетков — аналитик «Открытие Инвестиции»:

— Для повышения ставки есть как минимум два повода. Для Центробанка главным мандатом является инфляция. К 11 сентября она уже ускорилась до 5,33 процента. Фактически последние недели ее темпы ускоряются на 15–20 базовых пунктов еженедельно. Если еще в апреле инфляция была на уровне 2,3 процента, то сейчас — 5,3 процента. С учетом этой динамики Центробанк пока не видит основания замораживать цикл ужесточения или снижать ставку.

Инфляционные риски растут, поэтому повышается и ставка. Наш регулятор постоянно говорит о том, что у нас спрос значительно превышает возможности выпуска. Промышленность пока не справляется с тем, чтобы удовлетворять спрос. Соответственно, на рынке существует дефицит и происходит рост цен.

Второй повод [для очередного повышения ставки] — это курс рубля, который пока далек даже от того, что не так давно озвучивал Герман Греф, то есть 80–85 рублей. Это не самый удобный вариант, но он удовлетворит и аппетиты минфина, и бизнес. Чем выше ставка, тем привлекательнее долговые инструменты в рублях и тем больше интереса к рублю как альтернативе валютным вложениям. Стоит также отметить, что в Центральном банке допускают и дальнейшее увеличение ставки. Прогноз по ставке до конца года составляет 13,6 процента.

Евгений Коган — профессор НИУ ВШЭ, автор телеграм-канала bitkogan:

— Центробанк следит за многими параметрами. В частности, за перегретым рынком кредитования, труда, огромным объемом недвижимости, которая сейчас покупается, несмотря на высокие ставки. Задача регулятора — сбить инфляционные ожидания. Собственно, он это и делает.

Какие времена, такие и ситуации. Нынешние времена характеризуются высоким уровнем государственных расходов и мощным бюджетным стимулированием экономики. Поэтому сейчас действуем как лебедь, рак и щука. С одной стороны, стимулируем экономику мощнейшими бюджетными мерами, а с другой — пытаемся обуздать инфляцию, повышая ставку. Банки в этих условиях будут поднимать ставки по кредитам и депозитам, ипотека тоже подорожает. Рубль же после решения по ставке немного укрепился.

Никита Масленников — руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития:

— Центральный банк озадачен тем, что мы опять возвращаемся к перегреву экономики, что чревато разгоном инфляции и последующим торможением экономического развития. Чтобы растянуть этот процесс во времени и приспособить экономику, снизить риски, ставка была повышена на 1 процент. Дальше Центробанк будет внимательно смотреть за ситуацией. При этом надо иметь в виду, что сигнал, который он подал, — достаточно длительное сохранение жестких денежно-кредитных условий. В этом году мы точно не получим снижения ставки. Весьма возможно, что это произойдет к середине следующего года.

Текущее повышение ставки через время поспособствует укреплению рубля, но это происходит не сразу. Если импорт будет притормаживать, а экспорт — расти, то станут меняться в лучшую сторону показатели торгового баланса, что является главным фундаментальным фактором курсообразования. Сейчас предложение резко отстает, что тянет вверх цены. Если соотношение спроса и предложения окажется более сбалансированным, то это будет сказываться на курсе рубля. Но ожидать немедленных изменений не стоит, думаю, они произойдут к концу года. Пока, на мой взгляд, рубль будет находиться в коридоре 90–95 за доллар.

Вероника Ваганова, Дарья Казакова