Сегодня этим вообще никого не удивишь. Многие младшие школьники, и подростки читают из-под палки, что для большинства родителей, в детстве читавших много, никак не перестанет быть культурным шоком. Но для сегодняшних детей доступно громадное количество сильнейших раздражителей эмоциональной сферы, и чтение, которое требует напряжения (в отличие от видосика в тик-токе), оказывается для них бессмысленным тяжелым трудом.
Однако чтение художественной литературы (классической) – важнейший аспект развития личности, и мы не мытьем, так катаньем изо всех сил стараемся детей к литературе приобщить.
Этим неблагодарным занятием я озаботилась еще работая в школе, и за годы общения с подростками поняла несколько нехитрых истин.
Во-первых, родители, если ребенок не хочет читать, практически никогда не в состоянии его заставить – во всяком случае, после определённого возраста. Заставить может только ситуация/посторонний человек (учитель, репетитор, преподаватель курсов и т.д.). Практически на всех выпускников, кто хочет получить за ЕГЭ по русскому, действует требование читать – к выпускному классу последняя разлюли-малина понимает, что без чтения хорошего сочинения не напишешь. Исключения очень редкие. Поэтому правильно выбирать репетитора по русскому, который требует читать. Ну и, конечно, здорово, если повезло с учителем литературы в школе (хотя бывает, что к учителю подростки так привыкают, что его требования становится требованиями «своего» человека – со всеми вытекающими).
Во-вторых, чтение требует практики. И без неё совершенно бесполезно заставлять неподготовленного подростка сразу наваливаться на «Войну и мир» или «Преступление и наказание». Это все равно что голодавшего месяцами человека начать кормить булками с маслом – все равно организм не в состоянии будет ничего усвоить, и начнётся интоксикация отторжение. Вовлечение в литературу нечитающего подростка должно происходить постепенно, через чтение коротких произведений, в которых поднимаются интересные для него темы (любовь, дружба, война, история и т.п.). У меня, например, программа чтения для подготовки к ЕГЭ по русскому в 11 классе состоит на 95% из небольших по объему произведений, которые могут прочитать абсолютно все. Разумеется, я имею в виду только классическую литературу и литературу XX века – по моему глубокому убеждению, современной литературы никакой нет, а всё, что есть, то это просто-напросто отборный шлак, годящийся лишь для растопки каминов.
В-третьих, классическую литературу современному ребенку читать без подготовки тяжело, это факт. Социально-культурная обстановка 150-летней давности воспринимается современным ребёнком, как жизнь на планете Катрук – далёкая, ненужная и скучная. Но ведь это совершенно ложное впечатление. Произведение и становится классическим, потому что барышни в кринолинах и офицеры в эполетах страдают, мечтают о том же, о чём страдает и мечтает человек на протяжении всего своего существования. Они на то же самое надеются, они мучаются теми же вопросами, и по ночам их терзают те же раздумья. Выявить всё это в классическом произведении для подростка – это совершенно необходимейшая вещь, без этого классика останется для него закрытой. И сделать это – самое трудное, что есть вообще в современном преподавании литературы. Легче просто взять пистолет и сказать: читай, потому что, если не…
Летом перед 9 классом у моего племянника Ромки ожидаемо случился пароксизм отрицания требований феи крестной (то есть меня). После того как я велела ему к завтрашнему дню прочитать первую главу «Бэлы» («Герой нашего времени»), он на следующий день поднял восстание пупсиков и начал верещать, что ничего не понимает, да кому это нужно, это просто дикая скучища, да он вообще прочтёт в кратком пересказе – ну и так далее. Потребовался, во-первых, биографический экскурс – вспомнили о жизненных перипетиях М.Лермонтова. Затем исторический экскурс – вспомнили о восстании декабристов. Поговорили о том, как живётся человеку, которому завтра не вставать на работу )) И так далее и тому подобное, крохотными шажками, с обсуждением каждой главки – зачем, почему, а как бы ты поступил, а правильно ли это, а жалко ли тебе, а ты вот об этом вспомни. Через две недели пельмяш заявил с порога, что он спать не лёг, пока не дочитал, чем кончилась дуэль Печорина с Грушницким. Главу «Фаталист» мы обсуждали два часа, и Ромашка даже позвонил деду на работу – узнать, что тот думает о предопределении.
С теми, кто пришел готовиться к ЕГЭ по русскому в 10 классе, мы читаем несколько произведений – вместе. Включая «Войну и мир». Да, не целиком, с пропуском главок, но читаем сам текст – и обсуждаем, скрупулёзно, медленно, через освещение исторической обстановки, с перекладыванием тогдашнего опыта на сегодняшний, с вытаскиванием из текста живых людей – с их мучениями, ошибками, радостями, сомнениями. Не было ребенка, который не вовлёкся бы, который не стал бы переживать за судьбы героев – классическое произведение неизбежно засасывает, главное, найти ту воронку.
Это тяжелая работа. Но если нет человека, который на себя это возьмет, к сожалению, нечитающий ребенок так и останется нечитающим – сам он такую работу произвести не может. Ему должен помочь взрослый.