Вслед за переменой геополитической ситуации в мире за последние годы претерпели изменения и направления внешней политики России. Ориентация на укрепление связей со странами Востока стала продолжением российской внешнеполитической стратегии многополярности мира. «Поворот на Восток» предполагает комплексное развитие внешнеполитических отношений со странами Дальнего и Ближнего Востока, а также Центральной Азии. Наиболее тесно сейчас развивается сотрудничество РФ с Китаем, Индией, Южной Кореей, Вьетнамом, Таиландом, Ираном, Египтом и Объединенными Арабскими Эмиратами.
Согласно опросу ВЦИОМ, чаще всего с этой группой стран у россиян возникают позитивные ассоциации: 30 % респондентов такое направление сотрудничества считают правильным, оно вызывает положительные эмоции, 14 % упоминают дружбу. Другие положительные ассоциации со странами Востока, выделенные россиянами: технологически и экономически развитые страны (4 %), взаимовыгодное сотрудничество и развитие России (по 3 %). Часть ассоциаций носят нейтральную окраску, например, экономика, импортозамещение, продажа ресурсов (7 %), история и культура, «нормальные страны» (по 3 %). Другая часть скорее выражает негатив: недоверие, осторожность, хитрость, «могут обмануть» (11 %), невыгодно для России (4 %), отрицательное отношение (3 %). Такие результаты показывают, что у россиян есть ощущение позитивного взаимодействия с восточными партнерами, но из конкретных сфер фигурирует преимущественно экономика, то есть пока партнерство видится достаточно одновекторным.
Россия занимает уникальное положение между Западом и Востоком, что делает ее особой евразийской цивилизацией, считают 65 % респондентов согласно июльскому опросу ВЦИОМ. При этом разность культур РФ и Востока — вопрос дискуссионный. Две трети опрошенных считают, что они в чем‑то схожи, а в чем‑то различаются (61 %). Каждый пятый полагает, что наши культуры различаются кардинально (23 %), а каждый десятый (11 %) находит их схожими во многом.
Политику «поворота на Восток», которая предполагает, что Россия в приоритетном порядке должна развивать отношения со странами Востока, а не Запада, поддерживают большинство респондентов — 67 %. Не поддерживают такой внешнеполитический вектор 11 %, еще 15 % признались, что им это безразлично. Говоря о том, что может или должно способствовать «повороту на Восток», сделать его более успешным для нашей страны, опрошенные (на вопрос отвечали те, кто поддерживает, затрудняется или безразлично относится к такой политике, — 89 %) называли самые разные направления. В первую очередь — торгово-экономическое сотрудничество: крупные инвестпрограммы, создание совместных предприятий, двусторонний выход производителей на новые рынки (65 %). Треть полагают, что надо делать ставки на туризм (36 %) и взаимодействие между научными организациями, академический обмен (32 %).
Российская экономика уже в целом преодолела последствия прошлогодних потерь, и немалую роль в этом сыграли сильные позиции РФ на китайском рынке. Каждый пятый в этой группе отметил развитие военного сотрудничества (21 %), почти столько же назвали дипломатическое, политическое взаимодействие и проведение совместных крупных деловых и научных мероприятий, например Восточного экономического форума (по 20 %). Создание каналов межличностных коммуникаций между простыми жителями разных стран называли реже — 15 %. Таким образом, для успешного «поворота на Восток» необходимо разностороннее и гармоничное взаимодействие в различных сферах, но именно экономика видится локомотивом укрепления партнерства.