Найти в Дзене
Эва Говорит

Почему сонники работают?

Давно известно, что через сны наше подсознание общается с нами и передает ту информацию, которую мозг еще не успел до конца обработать. Впервые на широкую аудиторию об этом сказал ещё Зигмунд Фрейд. По его теории, психика состоит из трех уровней: сверхсознание, сознание и бессознательное. И если первые два во многом связаны с общественным началом в человеке, а их проявления могут полностью или почти полностью контролироваться личностью, то третий уровень, бессознательное, — совсем другое дело. Подобно айсбергу, в котором, чем глубже погружаешься, тем более мрачные открытия делаешь, бессознательное — та часть психики, в которой все наполнено мрачными, неопознаваемыми образами и символами. Бессознательное — это фундамент личности, основа, на которой выстраивается все остальное: привычки, страхи, желания, предпочтения. Зигмунд Фрейд был уверен, что через сны бессознательное общается с нами посредством символических образов и метафор, которые чаще всего очень трудно правильно расшифровать
Оглавление

Давно известно, что через сны наше подсознание общается с нами и передает ту информацию, которую мозг еще не успел до конца обработать. Впервые на широкую аудиторию об этом сказал ещё Зигмунд Фрейд. По его теории, психика состоит из трех уровней: сверхсознание, сознание и бессознательное. И если первые два во многом связаны с общественным началом в человеке, а их проявления могут полностью или почти полностью контролироваться личностью, то третий уровень, бессознательное, — совсем другое дело.

Подобно айсбергу, в котором, чем глубже погружаешься, тем более мрачные открытия делаешь, бессознательное — та часть психики, в которой все наполнено мрачными, неопознаваемыми образами и символами. Бессознательное — это фундамент личности, основа, на которой выстраивается все остальное: привычки, страхи, желания, предпочтения. Зигмунд Фрейд был уверен, что через сны бессознательное общается с нами посредством символических образов и метафор, которые чаще всего очень трудно правильно расшифровать.

Как Карл Юнг открыл коллективное бессознательное

Карлу Юнгу однажды приснился сон, который определил его мнение по поводу одного очень важного для него вопроса. Карл Юнг был исследователем человеческой психики. Он работал над теорией коллективного бессознательного и пытался разработать структуру психики, подобную той, которую сформулировал Фрейд, но касающуюся не отдельного человека, а всего общества в целом. И вот однажды Карлу Юнгу приснилось, что он осматривает большой, сложный дом со множеством лестниц. Сон начался на верхнем этаже, в классическом и богатом интерьере восемнадцатого века. Спустившись на этаж ниже, Юнг обнаружил средневековые комнаты с цокольным этажом, построенным из красного кирпича. Еще ниже были комнаты времен Римской империи и даже пещера, пол который был усеян костями.

После этого сна Юнг сформулировал свою концепцию коллективного бессознательного, согласно которой подсознания всех людей связаны между собой общими психологическими паттернами, и, таким образом, у любого общества, от самого малочисленного до всего человечества, существует одно на всех, общее подсознание. Позднее Юнг писал, что на нижнем этаже того странного дома обнаружил “мир первобытного человека внутри себя”.

Зачем нам это снится?

Если говорить конкретно о кошмарах, большинство сомнологов сейчас определяют их роль так: кошмары нужны, чтобы тренировать нас перед реальной стрессовой ситуацией. Еще древние люди видели во сне, как убегают от врагов, лишаются пищи и крова, и такие сновидения подготавливали их к тому, что это произойдет в реальности. Когда такая ситуация на самом деле возникала, первобытный человек был более подготовлен к ней.

Прошли тысячи лет, и наши повседневные проблемы изменились, но суть осталась прежней. Теперь нам снится, что нас уволили с работы, мы провалили экзамен или, например, застряли в лифте. Но цель таких кошмаров остается прежней: это - всего лишь тренировка.

Эффект «желе»

Но если через пугающие сны наш мозг пытается нас тренировать, тогда почему в кошмарах мы не можем бежать или кричать, когда это нужно, и просто застываем на месте? У каждого такое было: ноги будто приклеиваются к полу, и что-то пугающее вот-вот догонит, а мы в своем сне не можем сдвинуться с места. Может, мозг хочет устроить нам заодно и тренировку смерти, или добивается, чтобы мы испытали самый большой ужас, на который способны?

На самом деле ответ здесь довольно простой. Кошмары обычно снятся нам в фазе “быстрого сна”, в которой выключаются поперечно-полосатые мышцы. Видимо, эта информация проникает в кошмар, мозг проецирует реальные физические ощущения на воображаемое тело, и сдвинуться с места во сне не получается. С другой стороны, в фазе “медленного сна” никакие мышцы не блокируются, и человек может перемещаться в реальности, не просыпаясь — так проявляется лунатизм.

В общем, кошмары на самом деле работают на нас. Они предупреждают, учат и могут даже помочь, если правильно понять их смысл.