Юрий Айзеншпис родился в семье двух героев, ветеранов Великой отечественной войны. Мать Мария Михайловна Айзеншпис – не успев получить диплом о высшем образовании, вынужденная скрываться от фашистов, ушла в партизанский отряд. Под видом молочницы из поселка разбрасывала листовки, доносила сведения в штаб. Отец Шмиль Моисеевич, бежал из Польши из-за притеснения евреев, присоединился к советским войскам, дошел до самого Берлина без ранений. Оба были награждены за заслуги перед отечеством, а впоследствии вместе работали в Главном управлении аэродромного строительства. Семья не бедствовала, даже наоборот.
Сам же Юрий Шмильевич родился в Челябинске в 15 июля 1945 года. В школе подавал большие надежды на спортивную карьеру, которая так и не сложилась из-за травмы ноги.
Это натолкнуло парня на то, чтобы окунуться в мир музыки. Еще обучаясь в экономическом университете Юрий Айзеншпис «сколотил» музыкальный рок-коллектив под названием «Сокол». Правда сам ни петь, ни выступать в нем так и не стал, просто занимался всеми организационными вопросами. В обязанности входило вести переговоры о выступлениях, доставать инструменты. Уже тогда он смог сделать так, что «Сокол» хорошо знали в Москве, хотя о такой должности, как «продюсер» никто даже не слышал. Сам Айзеншпис говорил, что о его коллективе поговаривали даже в западных СМИ, сравнивая ребят с нашумевшими «Битлз».
Айзеншпис был не просто творческим человеком, но и огромным меломаном. Он, едва достигший восемнадцатилетнего возраста, уже смог собрать большую коллекцию редких виниловых пластинок. И это несмотря на «железный занавес». Коллекция составляла порядка 7500 штук оригинальных записей, не копий. К примеру, одна такая стоила порядка 150 рублей, для наглядности – месячная зарплата инженера СССР. Юрий Шмильевич был коммуникабельным, легко заводил знакомства, масса из них была весьма полезными. Круг друзей пополняли дипломаты, дети послов. Но даже такие знакомства не уберегли юного «предпринимателя» от тюрьмы. Именно перепродажа тех самых пластинок вскружила парню голову баснословной прибылью. Вслед за пластинками он стал сбывать фирменные джинсы, аппаратуру, а потом даже золотые слитки.
Поставками валюты занимались фарцовщики, аппетиты Айзеншписа приходилось удовлетворять, «собирая» ее по всему городу.
Об этом и многом другом он поведал в автобиографической книге «Зажигающий звезды. Записки пионера шоу-бизнеса». Валюту свозили местные таксисты, даже путаны. К слову, неженатый, свободный Юрий пользовался и их прямыми профессиональными услугами, иногда по хорошим скидкам.
К концу 1970 года «сытой» жизни пришел конец. Айзеншписа ждал обыск, в ходе которого сотрудники милиции обнаружили около 17 тысяч долларов. Шоумену предъявили сразу 2 уголовные статьи – о контрабанде и нарушениях правил валютного обмена. За «преступление» того времени продюсер отсидел 10 лет. Освободившись попытался прокрутить еще одну денежную махинацию, за что снова попал на 7 лет за решетку. Спустя эти годы отсидки его все-таки оправдают, но вычеркнутые 17 лет жизни – слишком жестокая плата за своеобразность законов того времени, как говорил сам Юрий Шмильевич. Ведь уже сейчас посчитали невероятной дикостью, если бы посадили человека, который обменял иностранную валюту или съездил за границу, привез себе оттуда новомодную технику или одежду.
Реально, "Времена девяностых"https://dzen.ru/id/64fde8aba6d2db4c72d6288b Подписывайтесь на канал будет много интересного.