Найти в Дзене

Макгаффин: блюдо из «Макдональдса» или нарративный прием?

Оглавление

Макгаффином чаще всего называют предмет, вокруг которого строится фабульная сторона истории; предмет, который продвигает сюжет вперед, но сам он, по большому счету, не имеет существенного значения для истории в целом.

На последнем пункте стоит заострить внимание: для персонажей этот предмет крайне ценен, но для аудитории (читателей, зрителей, слушателей) – нет. Его можно легко заменить другим предметом, и это не повлияет на историю.

  • Нужен пример? Самый крутой макгаффин всех времен и народов – чемоданчик в «Криминальном чтиве». (Для молодежи – сумочка в клипе Måneskin «SUPERMODEL»).

В большинстве случаев макгаффин – это физический объект, например, ценный артефакт, секретный документ, деньги или оружие. Но им также может быть и абстрактное понятие, например, власть, любовь или знание.

  • Помните, моджо в «Остине Пауэрсе»?
-2

Зачем использовать макгаффин?

1) Он заставляет сюжет стремительно развиваться.

  • Старый фильм «Как украсть миллион». Это история не о статуэтке, и не о самой краже. Она о возникновении романтических отношений. Но без этой статуэтки герои вряд ли сблизились так быстро.
  • Раз пошла тема кражи, возьмем «Двенадцать стульев». Читателей многое трогает в этой истории, но не стулья сами по себе. Их легко можно заменить на что-то другое. Киса и Остап могли с таким же успехом на полпути узнать еще о какой-нибудь авантюре и с головой нырнуть в нее.

Что хорошо в макгаффине, вам не нужно заморачиваться с подводкой, чрезмерно вдаваться в детали, объяснять, чем ценен ваш макгаффин. Просто назначаете его очень важным по умолчанию.

2) С помощью макгаффина можно поиграть с ожиданиями аудитории.

Особенно, если вы уберете макгаффин из истории или добавите его позже… или даже введете дополнительный!

-3

Где чаще всего мы можем встретить макгаффин?

Где угодно! Но особенно часто он встречается в приключенческих история, триллерах и детективах.

От наличия макгаффина только выигрывают квесты, шпионские триллеры, истории об ограблениях и аферах.

Примеры:

  • Часто вы видите макгаффин в названии книги или фильма:
  • «Двенадцать стульев», «Бриллиантовая рука».
  • «Гарри Поттер и философский камень», «Властелин колец» (да-да, что философский камень, что кольцо – это макгаффины. Темного лорда (любого) можно было победить и без этих предметов).
  • Статуэтка сокола в романе Дэшилла Хэммета «Мальтийский сокол»
  • Чертежи Звезды смерти в «Звездных войнах».
  • Ковчег Завета и другие артефакты из фильмов про Индиану Джонса. (О макгаффинах господина Лукаса мы поговорим чуть позже).
  • Кейс в «Криминальном чтиве»
  • Кулон в «Титанике».
  • И в мифах куча макгаффинов. Золотое руно. Священный Грааль.
-4

Три властелина макгаффинов:

Имхо, идеальный макгаффин создал Квентин Тарантино в «Криминальном чтиве».

Чемоданчик.

Что там? Деньги? Наркотики? Оружие? Антиквариат? Какое-нибудь обещание плотских наслаждений? Каждый зритель создает содержимое чемоданчика сам. И для каждого «Криминальное чтиво» будет иной историей.

Но ассоциируем мы термин макгаффин с мастером макгаффинов Альфредом Хичкоком. Он часто говорил о макгаффине как об одном из своих самых любимых элементов сторителлинга.

А еще он старался сделать макгаффином предмет с очень маленькой ценностью для истории. По сути, он старался, чтобы история вертелась вокруг пустого места. (Тарантино со своим чемоданчиком и Остин Пауэрс со своим моджо довели это до идеала, как считаете?)

Третий мастер макгаффинов – Джордж Лукас. Фактически, мы можем называть фильмы об Индиане Джонсе «Индиана Джонс и новый макгаффин».

Лукас, в отличие от Хичкока, полагает, что у макгаффина должен быть смысл и что он должен быть ценен не только для персонажей, но и для зрителей. Из-за этого возникает много споров, можно ли считать его макгаффин макгаффином.

Например, Ковчег Завета или Священный Грааль из «Индианы Джонса» вызывают отклик у зрителей сами по себе как предметы духовной ценности. Считать ли их макгаффинами, решайте для себя сами.

-5

Несколько советов для тех, у кого в истории завелся макгаффин:

Стандартный набор:

  • он должен соответствовать истории,
  • вы должны объяснить его значение для персонажей; что будет, если они его приобретут, что будет, если они его профукают,
  • можете добавить в символизм или двойственность.

А вот три неочевидные советы:

1. Не заостряйте внимание на макгаффине чрезмерно.

Вы объяснили, почему он важен для сюжета, и на этом точка.

Можно не возвращаться к оттенкам и узорам обивки стульев из «12 стульев». Или к описанию неземной красоты бриллиантов в аналоге «Бриллиантовой руки».

2. Не пытайтесь заставить вашу аудиторию ценить и любить макгаффин.

Пусть их внимание будет поглощено персонажами, отношениями и сюжетными поворотами истории. Сколько бы раз вы ни упомянули, какие классные стулья в ваших «12 стульях», читатели их не полюбят со страшной силой. Так что нечего тратить драгоценные страницы текста.

3. В третьем акте макгаффин должен перестать играть свою роль.

Он может оставаться в сюжете, но на этом этапе это уже история не о нем.

Вспомните, в третьем акте мы уже не думаем о бриллиантах и поимке злодеев, а больше о проблемах бедного Сени.

__

Мою книгу "Братья, сестры, мужья" вы можете приобрести на Ридеро! Это не ужастик, а юмористический любовный роман. Буду рада новым читателям!

Своим дерзким побегом с собственной идеальной свадьбы на угнанном «Харлее» взбалмошная Алиса Хэмилтон умудрилась насолить сразу трем семьям. Хватит ли ей запаса кофе и чувства юмора, чтобы разобраться со свистопляской, в которую превратилась ее жизнь… особенно когда ей то и дело мешают братья, сестры и два бывших мужа?"