В индийской мифологии есть весьма интересный и малоизвестный феномен – это группа особых крошечных мудрецов, риши, которые были размером с большой палец и назывались Валакхильи. В нескольких пуранах, говорится, что эти мудрецы обитают на Солнце (или около него), пьют солнечные лучи и являются стражами солнечной колесницы. Тамильская же литература вообще говорит о том, что Валакхильи обитают между Солцем и Землей и забирают себе избыточный солнечный свет и тепло, чтобы защищать людей от его неистовой силы.
Получается, что в древности, составители пуран и других священных и мифологических текстов имели представления об ультрафиолетовом излучении и его вреде для людей. Так ли это?
Давайте поподробнее разберемся о том, кто такие Валакхильи, откуда они появились, и какие легенды с ним связаны.
Легенда первая: как появились Валакхильи
Первые описания мудрецов-карликов, упомянутых под названием Валакхилья, встречаются в «Тайттирия-араньяке», тексту, который относят к литературе ведического периода.
Позже, в пуранах мы видим уже несколько другие сведения о маленьких мудрецах. В них говорится уже о том, что отцом валакхильев был один из сапта-риши (семи великих мудрецов) по имени Крату. Кстати, в отличие от сапта-риши, их имена никогда не пишутся индивидуально, они всегда упоминаются именно группой.
В «Вишну-пуране» говорится, что однажды волос из паха Крату упал в трещину на сухой потрескавшейся земле, и из этой трещины тот час вышли валакхильи, каждый из которых был величиной с большой палец руки обычного человека.
Кроме того, в этом же тексте сообщается, что 60.000 этих риши родила жена Крату, которую звали Сантати.
В Рамаяне и Махабхарате также встречаются упоминания о риши Валакхилья.
Индра и крошечные мудрецы: история о высокомерии
Несмотря на то, что валакхильи были размером с большой палец, они были невероятное могущественны благодаря своему благочестию и постоянно практикуемым суровым аскезам.
И один их самых известных мифов о валакхильях мы находиим в «Махабхарате». В эпосе есть эпизод, который повествует о том, что божественный мудрец Кашьяпа, желая обзавестись потомством, решил совершить ритуал огненного жертвоприношения (ягья) и попросил различных богов, божеств и мудрецов помочь внести в ягью свой вклад. Царь небесных существ Индра, известный своим надменным нравом, вместе с валакхильями отвечали за растопку для костра.
Индра принес на дрова целую гору деревьев, но каждый из валахильев, из-за своего маленького размера, мог нести лишь по одной тонкой веточки и немного листьев. Кроме того, они были истощены из-за суровых аскез и по дороге в ашрам Кашьяпы упали в воду, скопившуюся в отпечатке копыта, оставленном проходящим мимо животным. Индра, увидев это, посмеялся над крохотными мудрецами, оказавшимися в луже, и умчался прочь.
Валакхильи очень обиделись. Они дали обет провести отдельную ягью, чтобы создать еще одного Индру и отправились готовить свой ритуал. Они также сказали, что будущий сын Кашьяпы станет убийцей Индры.
Мудрец Кашьяпа принял Индру, но был обеспокоен тем, что отправленные вместе с ним за дровами валакхильи еще не прибыли. Тогда Индра в шуточной манере рассказал о случившемся и посоветовал Кашьяпе не ждать крошечных мудрецов.
Кашьяпа в свою очередь рассказал всем присутствующим, насколько могущественны валакхильи, а также предупредил Индру, что они собираются провести свою ягью, чтобы заменить Индру на посту царя Дэвов на другого Индру, более могущественного и разумного. Индра очень испугался и стал просить Кашьяпу что-нибудь предпринять.
Кашьяпа терпеливо выслушал неразумного бога, но предупредил, что не сможет остановить могущественных валахильев. Но он заверил Индру, что найдет компромисс.
Вскоре Индра и мудрец Кашьяпа достигли места проведения ягьи валакхильев. Кашьяпа попросил их отказаться от идеи создать нового Индру. Он также заверил валакхильев, что тот, кого они создадут во время этой ягьи, будет Индрой птиц (т.е. царем всех птиц), и валакхильи согласились с этим новым планом. Они пообещали также, что сын Кашьяпы не будет убийцей Индры, а будет только его врагом, который впоследствии станет его другом.
После ягьи прасад валакхильев (подношение еды) был передан Винате, одной из двух жен Кашьяпы. Она родила двоих детей: Аруну и самого могущественного из птиц - Гаруду. А вторая жена Кашьяпы Кадру родила Нагов или Змеиную расу.
Спустя много времени после этого Гаруда прилетел в Индралоку (царство Индры) за нектаром бессмертия Амритой и победил Индру. На обратном пути Гаруда сел на дерево, где медитировали валакхильи. Дерево развалилось на множество ветвей, но Гаруда поднял всех подвижников и перенес их в безопасное место.
Выполнив эту задачу, Гаруда был благословлен огромной силой благодаря великим покаяниям, совершенным валакхильями. После этого все 60 000 крошечных риши отправились на священную гору Химават, чтобы продолжить свой тапас (аскезу).
Риши размером с большой палец защищают от радиации?
Но давайте вернемся к нашему предположению о том, что древние мудрецы Индии знали о вреде солнечного излучения и о том, как это связано с валакхильями.
Древняя сангамская тамильская литература упоминает валакхильев в Пуранаануру (стих 43), Тирумуругатруп патай (строки 16–109), постсангамской книге Силаппадикарам (Веттувавари 15) и в стихах средневекового поэта Арунагиринатара.
Ригведа говорит, что они произошли из волос Праджапати Брахмы. Там они — стражи Колесницы Солнца. Их еще называют Харвас. Вишну-пурана описывает их как благочестивых, целомудренных и сияющих, как лучи солнца.
Тамильская литература, в свою очередь, очень ясно говорит, что главная задача этих крошечных, но могущественных и умных аскетов — предотвращать ожоги людей от Солнца. Валакхильи описываются как сопровождающие Солнце в его ежедневном путешествии по небу. Они служат для защиты человечества, забирая все лишнее тепло – по сути, являясь воплощением того, что современная наука называет «озоновым слоем». Крошечные риши здесь описываются как «сияющие, как яркие огни, благодаря своему суровому покаянию». Говорится, что они питаются лишь тем что поглощают избыточное солнечное тепло, и в этом заключается служение маленьких сыновей Крату Риши.
В некоторых тамильских книгах также говорится, что валакхильи получили свою силу от Господа Сканды и Богини Дурги.
Другая история в индуистской мифологии гласит, что Солнцу приходится ежедневно сражаться с группой демонов, называемых Мандокарунар, чтобы выжить. Валакхильи стоят рядом с Солнцем в этом бою. Есть ли у этой истории научное обоснование или это просто миф – сказать сложно. Но возможно, Мандокарунар является отсылкой к опасностям солнечных вспышек или магнитных бурь.
В любом случае, те описания валакхильев, которые встречаются в древних тестах и особенно в тамильской литературе, напоминают описание озонового слоя, защищающего людей от вредных ультрафиолетовых лучей.
Остается только удивляться тому, что авторы Вед, Пуран и тамильского эпоса имели представления об озоновом слое и опасности ультрафиолетового излучения и в мифологической форме рассказали о нем с помощью образа валакхильев.
Амалия Тимофеева