Найти тему
My Side

Музыка Манчестера. Часть 7

Мэдчестер – «вечеринка» длиною в десятилетие

В середине 80-х гг. Манчестер захлестнула хаус-мания. Лондонский диджей Пол Окенфолд в 1987 году отправился с друзьями на Ибицу, чтобы ощутить на себе все прелести «жизни на рейве». Там он познакомился с наркотиком экстази. Вернувшись в Лондон, он стал активным адептом вечеринок с этими «веселыми таблеточками». Именно популяризация экстази и даст начало такому направлению, как «Мэдчестер». Название собой представляет игру слов: «Mad», то есть безумный, и, собственно, «Манчестер». Это безумие длилось с конца 80 по начало 90-хгг. Два краеугольных камня Мэдчестера – психоделический рок и хаус-ритмы. Эта эпоха пополнилась сразу несколькими громкими событиями.

Колыбелью «мэдчестера» был, естественно, клуб Hacienda. Именно там получит свое рождение и развитие такой подход – симбиоз танцевальной электроники и гитарного рока.

В 1988 году выходит альбом Happy MondaysBummed. Альбом получился запоминающимся и ярким, словно безумная вечеринка. Танцевальные ритмы в купе с гитарами, обволакивающие синтезаторы, голос фронтмена Шона Райдера, не умевшего петь, но державшегося всегда так самоуверенно, словно он тут причина всего «безобразия». И опять же, отсылки к старому-доброму гитарному року 60-х.

Happy Mondays
Happy Mondays

1989 год – год сразу двух супер-альбомов. Во-первых, старые –добрые New Order, совладельцы Hacienda, выпускают свой новый альбом Technique. Альбом выдержан на стыке гитарного рока и электронных танцевальных мотивов. Как однажды сказал вокалист и гитарист группы Бернард Самнер, «именно на этом альбоме я научился управлять своим голосом». Курьез был в том, что группа начала работу над альбомом на Ибице, но в итоге запись переросла в угар с бесконечным числом экстази и алкоголя. Сингл с этого альбома Fine time просто сквозит «кислотностью» и тем хаосом, который творился в жизни группы в то время. Блеющая овца в конце песни – показательное чувство юмора группы.

New Order
New Order

Ну и в том же году выходит полноценный дебют – манчестерцы The Stone Roses выпустили свой дебютный и одноименный альбом. В родной Англии этот альбом всегда входит в списки «величайших альбомов всех времен» и считается чуть ли не классикой уровня The Beatles. Интересна их песня с альбома, которая называется I Wanna be Adore: протяжный гул, затем появляющийся на его фоне бас, затем гитарный рифф гитариста и соавтора композиции Джона Сквайра - что может быть лучше такого дебюта. Песня очень медитативная, психоделическая, зовущая тебя в космическое путешествие. Причем, назвать ее совсем уж танцевальной нельзя, но тем не менее ее психоделичность вписывается в идеологию Мэдчестера. Как и весь альбом в целом. Продюсером альбома выступил Джон Леки. «Я хочу быть обожаемым» - поет в этой песне вокалист Йен Браун, всегда державшийся на сцене с грацией шимпанзе в мешковатой одежде. Такую манеру стоять у микрофона затем позаимствует Лиам Галлахер (Oasis). Да, Йен, тебя услышали – в Англии ты уж точно стал обожаемым. Другая знаковая песня с альбома это Fools Gold. Это уже настоящий клубный трек с потрясающей гитарой Сквайра и вкрадчивым голосом Брауна. Эта тема использовалась в знаменитом и любимом, особенно у нас в России, фильме Гая Ричи «Карты, деньги, да ствола».

The Stone Roses
The Stone Roses

Все эти три альбома являются памятниками эпохи «Мэдчестера». Не будем забывать и о релизах такой группы, как 808 state. В 1989 году они выпустили свой знаменитый сингл Pacific State. В 1988 и 1989 гг. группа выпустила альбомы Newbuild и 90, соответственно, а в 1991 году они выпустили свой альбом Ex:el. Психоделичная космичность, экспериментальность - это также относится к этой манчестерской группе. А тут еще – релизы Inspiral Carpets, EMF, Primal Scream, The Charlatans, звучащие как смесь The Stone roses и Oasis, и прочие группы «мэдчестерской» обоймы

808 State
808 State

Но дело касается не только музыки, но и всей культуры, которая была вокруг музыки. В эпоху Мэдчестера вошла в обиход всякая мешковатая одежда - вытянутые майки, широкие штаны, панамки-кепки и пр. Так выглядели ребята и из Roses, и из Mondays. Музыка стала влиять на многие сферы жизни молодежи - от манеры поведения до одежды. И эту моду подхватили молодые люди, которые внешне стали выглядеть совсем иначе, чем лет 5-7 назад.

Это было все похоже на бешеный поезд, который запустили странные ребята с челками на глаза и панамками набекрень и в который запрыгнули все их подражатели – такие же любители нелепо одеться, посещавшие рейв-дискотеки. Мэдчестер затем породил двоих «детей»: с одной стороны, группы вроде Roses и Charlatans ответственны за появление такого направления, как Брит-поп. С другой – 90-е гг. это продолжившийся бум электронной музыки. И мэдчестер тут сыграет свою далеко не последнюю роль. Мода на «опыление» гитарного рока с танцевальными ритмами ушла далеко вперед. Посмотрите на группу Franz Ferdinand, к примеру – шотландские весельчаки умело пользуются наработками The Stone Roses и Happy Mondays, не говоря уже о New Order. И сколько еще таких групп и исполнителей. Этот «северный» саунд занесет и на север России – точнее, Сибирь. Там в нулевые появится яркая и перспективная группа Punk TV, пользующаяся умело наработками мэдчестера – все те же холодный пост-панк/инди-рок и электронные танцевальные ритмы. Их учителя – Happy Mondays, на разогреве которых они выступали, ну и, конечно, New Order/Joy Division.

Вообщем, мэдчестер – это отдельная страница в истории Манчестерской музыки. Последствия этого безумия слышны в творчестве многих электронных и рок-групп.