Найти тему
Troll&Bus

Исторические автобусы на маршруте №7 в Санкт-Петербурге

Оглавление
Санкт-Петербург не устает напоминать, что является культурной столицей нашей страны. 2 сентября в позапрошлую субботу по инициативе ГУП СПб "Пассажиравтотранс" в честь 97-летия петербургского автобусного движения на маршрут №7 вышли четыре ретро-автобуса. Об этом я и хотел бы поведать в данной статье.
Добавьте описание
Добавьте описание

Всем привет! Вначале небольшое отступление. Данную статью я готовил специально для канала @retrolinespb , но ввиду того, что тема очень интересная и полностью вписывающаяся в тематику моего канала, решил продублировать её и здесь. Приятного прочтения!

Поводом для написания статьи в этот раз стало крайне интересное и приятное для меня событие. Ретро-автобусы - это хорошо. Ретро-автобусы на экскурсионных маршрутах - это отлично. Ну а ретро-автобусы на линейном маршруте - это просто замечательно. На одном из старейших маршрутов Петербурга, который значится под номером 7, в первую субботу сентября работало аж четыре ретро-автобуса, в дополнение к современному подвижному составу. Этими автобусами стали:

  • ЛиАЗ-677М
  • ЛАЗ-695Н
  • Ikarus 280.33M
  • Ikarus 280.33О
Как же я люблю ретро-автобусы. Вот они слева направо: ЛиАЗ, Икарус, ЛАЗ и еще один Икарус. (Автор фото: Денис Шаляпин)
Как же я люблю ретро-автобусы. Вот они слева направо: ЛиАЗ, Икарус, ЛАЗ и еще один Икарус. (Автор фото: Денис Шаляпин)

Но прежде чем перейти к автобусам, я хотел бы рассказать о самом маршруте: его истории, подвижном составе и т.д.

Историческая справка о маршруте №7

Современная схема маршрута №7. Наличная улица - Площадь Восстания
Современная схема маршрута №7. Наличная улица - Площадь Восстания

Данный маршрут был открыт в далеком 1932 году, более девяноста лет назад. Изначально его трасса проходила от Финляндского вокзала до исторического района Пороховые. С 1933 года он стал пригородным и шел до села Колтуши. До самого начала Великой Отечественной войны схема маршрута особо не менялась. Во время войны маршрут, разумеется, не работал, но с ее окончанием на него вновь вернулись автобусы.

АТУЛ-Л3 на маршруте №7. Дата съемки: 1947 год. (Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35869664)
АТУЛ-Л3 на маршруте №7. Дата съемки: 1947 год. (Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35869664)

Трасса маршрута, похожая на современную, сформировалась уже в 1950 году, когда автобусы начали ездить от Гавани до Новгородской улицы. В дальнейшем она больше не претерпевалп каких-либо серьезных изменений.

ЛиАЗ-677М на маршруте №7. Фото сделано в 1991 году. (Автор: Александр Стаканов)
ЛиАЗ-677М на маршруте №7. Фото сделано в 1991 году. (Автор: Александр Стаканов)

На сегодняшний день маршрут проходит от Наличной улицы до Площади Восстания. В таком виде он существует с 1994 года (в течение последующих лет происходили небольшие изменения в промежуточных пунктах маршрута, но конечные не менялись).

Подвижной состав на маршруте №7 в наши дни достаточно интересный и без ретро-автобусов на нем, хотя они, разумеется, стали украшением маршрута. Вот мой личный ТОП-3 самых интересных автобусов, которые работали и работают на данном маршруте.

1. Göppel G54 Go4City 19. Единственный в России сочлененный автобус немецкого производителя Göppel. Эта 19-метровая гармошка регулярно работает на маршруте №7

Автор фото: Владимир Носов
Автор фото: Владимир Носов

2. MAN 12C Lion's City 12 E NL367. Электробус немецкого производителя MAN является, вероятно, самым дорогой машиной на линии не только в Санкт-Петербурге, но и во всей стране. Чаще всего его можно встретить на маршруте №128, но иногда он появляется и на "седьмом".

Автор фото: Андрей Воронцов
Автор фото: Андрей Воронцов

3. Волжанин-6270.06 "СитиРитм-15". До 2021 года такие вот трехосные автобусы можно было частенько увидеть на седьмом маршруте. На данный момент все пятнадцатиметровые Ситиритмы списаны. Впрочем, несколько автобусов забрал себе музей, так что через какое-то время мы еще сможем увидеть их на дорогах Петербурга в качестве уже музейных машин.

Автор фото: Andrey Kaban
Автор фото: Andrey Kaban

Ретро-автобусы

Перейдем же, наконец, к главным героям нашей статьи - раритетным автобусам. В день выхода исторических автобусов на маршрут №7 ваш покорный слуга прохлаждался на мероприятии Cars & Coffee, поэтому не имел возможности ни прокатиться, ни сделать фотографии автобусов на маршруте. Прошу простить мне эту оплошность, тем более, что два моих хороших друга любезно поделились со мной снимками с того дня.

Обзор исторических автобусов начнем с самого массового автобуса СССР и постсоветского пространства - ЛиАЗа-677. Один из самых узнаваемых отечественных автобусов, серийный выпуск которого начался больше полувека назад в 1967 году. Позволю себе в тысячный раз подробно не рассказывать про известные особенности этого легендарного автобуса, вроде "звона бутылок", самого любимого места у кабины водителя и его различные прозвища, поскольку это делают при каждом упоминании 677-го в СМИ.

Классический автобус ЛиАЗ-677М и новейший троллейбус ВМЗ-5298 "Авангард" в одном кадре. Такие наглядные сравнения дают понять насколько сильно изменился современный пассажирский транспорт. (Автор фото: Артем Волков)
Классический автобус ЛиАЗ-677М и новейший троллейбус ВМЗ-5298 "Авангард" в одном кадре. Такие наглядные сравнения дают понять насколько сильно изменился современный пассажирский транспорт. (Автор фото: Артем Волков)

Экземпляр, работающий в тот день на седьмом маршруте, является широко известным в узких кругах. Это автобус моих друзей из Retro Bus, который довольно часто мелькает на различных мероприятиях, например, он был одним из экспонатов в Севкабель Порту на выставке автомобилей социализма "Кринж и Краш". Помимо этого, он является постоянным гостем Петербургского ретро-парада, который ежегодно проводится в мае.

Автор фото: Yar Rizhskiy
Автор фото: Yar Rizhskiy

Стоит пару слов сказать и о самом автобусе, поскольку машина эта очень интересная. Это ЛиАЗ-677М 1987 года выпуска, который оказался у ребят из Retro Bus более десяти лет назад. Изначально это был не линейный автобус, а служебный. Использовался он, как метрологическая лаборатория ПМЛ-1, поэтому пассажирские сидения в нем отсутствовали. В музей он попал в крайне хорошем состоянии: у него был идеальный кузов и минимальный пробег. Однако поработать над ним все же пришлось. В итоге, после реставрационных работ автобус предстал уже в виде классического пассажирского автобуса (салон для него пожертвовал другой ЛиАЗ-677).

ЛАЗ-695Н - еще один кандидат на звание самого массового автобуса СССР. Машин этой модификации собрали лишь немногим меньше, чем ЛиАЗов-677 (176 тысяч против 194 тысяч). Такой автобус граждане СССР и постсоветского пространства чаще всего видели на пригородных маршрутах, но иногда такие ЛАЗы работали и в городе.

Автор фото: Артем Волков
Автор фото: Артем Волков

О данном экземпляре у меня нет практически никакой информации. Все что я могу сказать: это то, что он, как и ЛиАЗ, принадлежит компании Retro Bus и частенько выезжает на различные мероприятия. Вот уже несколько лет подряд автобус работает в качестве "ДедМоробуса" накануне Нового Года. Также он каждый год отмечается на ретро-параде. А этим летом на нем возили туристов по маршруту 672 Сортавала — горный парк Рускеала.

Автор фото: Yar Rizhskiy
Автор фото: Yar Rizhskiy

Те, кто следит за недавно появившимися ресурсами RetroLine в соц. сетях, знают, что я и мои коллеги в компании РетроЛайн частенько упоминаем "Икарусы" в наших постах и статьях, поскольку они работают на нашем ретро-маршруте Т2. Здесь я тоже не откажу себе в удовольствии рассказать про один из них, а именно Ikarus 280.33O. Об этом автобусе я уже упоминал в прошлой статье о фестивале "Купчинский кочан". Это последний линейный автобус модели Ikarus 280 в Санкт-Петербурге. Он ушел с линии в 2013 году. Я часто рассказываю об этом событии пассажирам нашего Икаруса с экскурсионного маршрута Т2, дабы расширить их кругозор.

Автор фото: Yar Rizhskiy
Автор фото: Yar Rizhskiy

Выпущен этот Икарус в 1997 году и представляет собой специальную модификацию для Санкт-Петербурга (а еще для Молдавии и Таджикистана). От обычного Ikarus 280 он визуально отличается мостами с евроступицей и дверьми с планетарным механизмом.

Автор фото: Yar Rizhskiy
Автор фото: Yar Rizhskiy

Этот экземпляр не так уж часто выезжает на различные мероприятия. Как правило, его можно встретить только раз в году, на ретро-параде.

Автор фото: Артем Волков
Автор фото: Артем Волков
Автор фото: Артем Волков
Автор фото: Артем Волков

Четвертым по счету, но не по значимости, историческим автобусом на маршруте №7 стал Ikarus 280.33M моего хорошего знакомого - Егора Михайлова. Что интересно. Изначально вместо него должен был выйти на линию Ikarus 260, а белая гармошка должна была возить людей по нашему маршруту Т2. Но 260-й захандрил и белый "Икарус" занял его место.

Автор фото: Yar Rizhskiy
Автор фото: Yar Rizhskiy

Ikarus 280.33M представляет собой модифицированную версию Ikarus 280.33 - одного из самых популярных автобусов страны советов. Выпущен он в 1996 году и от обычного .33 отличался более современным двигателем Raba D10 UTSLL 190, мостами с евроступицей, а также новыми сидениями в салоне (так называемые антивандальные).

Автор фото: Yar Rizhskiy
Автор фото: Yar Rizhskiy

Что касается истории этого экземпляра, то с 1997 по 2020 он находился в Краснодарском крае. Из них 12 лет он проработал в Сочи, еще пару лет эксплуатировался в Абинском районе, после чего около 10 лет простоял без движения в качестве донора, в ожидании своей участи. К счастью, от перспективы превратиться в металлолом его спас Егор, выкупивший автобус.

Автор фото: Артем Волков
Автор фото: Артем Волков

Какое-то время этот "Икарус" работал на экскурсионном маршруте Т2, который запустил РетроЛайн, но буквально недавно он вернулся обратно в Москву.

Автор фото: Артем Волков
Автор фото: Артем Волков

События на маршруте №7

Автор фото: Артем Волков
Автор фото: Артем Волков

Стартовали ретро-автобусы ровно в полдень. Их старт был торжественно объявлен (без клетчатого флага, разумеется, не обошлось).

Начало гонки за пассажирами. Как в старые добрые времена...
Начало гонки за пассажирами. Как в старые добрые времена...

На всех автобусах стояли стилизованные под советское время маршрутоуказатели.

-23

Выход ретро-автобусов на линейный маршрут в первую субботу сентября вызвал большой ажиотаж. Даже не так... ОГРОМНЫЙ АЖИОТАЖ! Понятно, что запуск раритетных автобусов на маршрут был долгожданным для различных любителей пассажирского транспорта, но, что интересно, и остальные жители города с огромным удовольствием воспользовались возможностью прокатиться на технике из прошлого. Тем более, что возили автобусы всех желающих совершенно бесплатно!

-24

Народу на остановках было нереально много. И каждый приезд одного из четырех ретро-автобусов сопровождался удивлениями, восторгами и попытками снять их на камеру мобильных телефонов.

-25

На фотографиях вы можете оценить наполняемость ретро-автобусов в тот день. Икарус забит, как в старые добрые времена, когда он ездил на маршруте в качестве линейного автобуса. ЛиАЗ и вовсе перекосило от количества желающих поехать на нем. А ведь у всех этих людей нет острой необходимости ехать именно на этих автобусах. Всю раритетную технику пустили лишь в качестве дополнения к основному подвижному составу на маршруте.

Прицеп у "Икаруса" аж просел от количества людей внутри. Но сам автобус стойко выдержал все невзгоды линейной эксплуатации и совершил все положенные ему рейсы.
Прицеп у "Икаруса" аж просел от количества людей внутри. Но сам автобус стойко выдержал все невзгоды линейной эксплуатации и совершил все положенные ему рейсы.
Нет, дорогие читатели, события не происходят в час пик в СССР. Это выходной день, наши дни...
Нет, дорогие читатели, события не происходят в час пик в СССР. Это выходной день, наши дни...

На фото ниже вы можете увидеть одного крайне необычного пассажира ЛиАЗа-677М. Это фортепиано уже много лет ездит на задней площадке. Когда-то его погрузили сюда для проведения экскурсий с концертами, да так тут и оставили. Вот такой вот занимательный факт.

Добавьте описание
Добавьте описание

Подводя итоги данного мероприятия можно сказать только одно: оно имело ошеломительный успех. Ретро-автобусы прекрасно справились со своей задачей, очередной раз доказав, что они еще ого-го и рано списывать их со счетов! Жители и гости Петербурга же получили заряд позитива и удовольствия от запуска музейных автобусов на маршрут. Кто-то с удовольствием наблюдал за передвижением "старичков" по городу, а кто-то поучаствовал в качестве пассажира, ощутив все "прелести" езды на автобусе в час пик в СССР.

От себя скажу, что данное и другие мероприятия в Санкт-Петербурге - пример остальным городам России. Пассажирские перевозки могут и должны быть интересны гражданам нашей страны не только с точки зрения "добраться из пункта А в пункт Б", но и с культурной. Транспорт уже давно является неотъемлемой частью нашей жизни, так почему бы не сделать эту часть интересной людям? В Петербурге на это вопрос для себя уже давно ответили. Очередь за остальными.

За сим я с вами прощаюсь! До новых встреч!

Источник в разделе "События на маршруте №7": телеграм-канал "RetroBus: Непосредственный впрыск"

P.S. Еще раз настоятельно рекомендую подписаться на Дзен-канал РетроЛайн: путешествие по Советскому Ленинграду. Там будет выходить множество интересных материалов от меня и моего соавтора, посвященных автобусной культуре и истории, ретро-автобусам и экскурсиям на них (например, данная статья изначально предназначалась только для Дзен-канала РетроЛайн и вышла на день раньше, чем здесь). Также подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте. В ней мы регулярно публикуем посты на те же самые темы и делаем различные анонсы!

#икарус #ikarus #лаз #лиаз #ретроавтобусы #гармошка #ретро #автобус #техника #прошлое #история