Найти тему
МуZей Победы

Мотоцикл по ленд-лизу. За что советские солдаты ценили американский «Харлей» WLA-42?

«Это же такая моща! Ты на него садишься, и чувствуешь под собой эту силу! Скорость вырастает мгновенно — запросто можешь слететь. У него полная загрузка: три человека, пулемет, запасные детали, патроны к автомату и пулемету… и он с такой загрузкой прет под сто километров! Ни один мотоцикл такого не выдержит. Это чудо по сравнению с другими мотоциклами того времени», — так вспоминал красноармеец Иван Костюченко о мотоцикле Harley-Davidson, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Этот образец техники прижился на фронте и полюбился советским солдатам. Рассказываем, за что его ценили красноармейцы и как его применяли в боях.

-2

Во время Великой Отечественной войны Красной Армии не хватало отечественных мотоциклов. Поэтому данная категория техники активно замещалась британскими и американскими моделями. Всего за годы войны советская промышленность произвела 17 тысяч мотоциклов, в дополнение к ним было поставлено 29 тысяч иностранных образцов по программе ленд-лиза. 21 тысячу из них составил мотоцикл WLA-42, ставший самым массовым в Красной Армии.

-3

Этот мотоцикл был армейской версией гражданского Harley-Davidson марки WL. Военный вариант отличался более развитыми грязезащитными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, исключающими возможность попадания воды внутрь. Мотоцикл оснащался двухцилиндровым V-образным нижнеклапанным двигателем рабочим объемом 738 кубических сантиметров, мощностью 23,5 лошадиных сил. Объем бака мотоцикла составлял 14 литров. WLA 42 получил мощный задний багажник для перевозки радиостанции, патронный ящик, кобуру для стрелкового оружия, а также фары и задние фонари со светомаскировкой. На фронте мотоцикл ценили за надежность и мощность двигателя.

-4

Боевое применение

В Красной Армии часть «Харлеев» модернизировали. На них были установлены коляски от советского мотоцикла М-72 или АМ-600. В состав экипажа такого мотоцикла входило три человека: командир-водитель, задний пассажир-автоматчик и пулеметчик в коляске. Главной задачей подразделений мотоциклистов была разведка. Хорошо вооруженные мотополки были полностью автономны и могли уходить вперед на 150–200 км от основных сил.

-5

В авангарде на мотоциклах шла рота пулеметчиков и взвод минометчиков, батарея легких самоходок и батарея 76-мм пушек ЗиС-3 с артиллеристами и саперами на грузовиках. За ними в двух эшелонах шли основные силы: две мотоциклетные роты, оставшаяся артиллерия, самоходки, танки, рота управления, тыловые подразделения (медчасть, ремонт и снабжение). При этом непосредственно в самом бою мотоциклы применялись редко, они были в первую очередь средством передвижения. Вот что вспоминал лейтенант Михаил Стариков, служивший в мотоциклетном полку:

-6
«Задачи нам ставились совершенно другие, чем стрелковым подразделениям. Мы не часто ходили в атаку в пешем строю, хотя и это случалось неоднократно. Обычно полк действовал во взаимодействии с танковыми частями нашей 6-й ТА, и это существенно снижало уровень боевых потерь. Но моему взводу не всегда везло, на его долю выпало вести очень интенсивные боевые и разведывательные действия. А в одной разведке мы нарвались на немецкие танки и чуть все там не полегли…
-7
Только какое-то село в ночной атаке возьмем, так сразу слышен приказ - «Стариков, бери своих и на разведку!». Сами понимаете, чем такие задания рано или поздно заканчиваются…»
-8

В годы Великой Отечественной WLA-42 стал основным мотоциклом Красной Армии. В Музее Победы хранится образец «Харлея» 1943 года выпуска. Приходите на наши выставки и экспозиции, чтобы узнать больше о технике и вооружении времен Великой Отечественной.

#МузейПобеды #ФондыМузеяПобеды