Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

"Нештатные" британские мониторы, откуда они взялись?

Не, я наверное не с того начал тему, зацепив историю про английские мониторы типа «Лорд Клайв». Просто их было много. История начинается несколько раньше, чем началась война, которую англичане назвали «Великой», в России попытались назвать «Второй Отечественной» (хоть война шла отнюдь не ради Отечества, и не в его интересах), в Италии называли «Четвертой войной за независимость» (тоже интересное название)…

Дад-да речь идет о «междусобойчике трех кузенов», который стал Первой Мировой. Вообще, ситуация абсурдная: подданный страны по имени Австро-Венгрия, боснийский серб убивает в Сараево наследника престола (по убеждениям, кстати, славянофила), а из-за этого разгорается международный «пожар» (но это отдельная история, мы сейчас не о том событии, а, о кораблях).

Так вот: быть богатым, и строить много кораблей (причем, не только для себя) очень-таки выгодно. Почему? Ну, давайте посмотрим одну интересную историю.

Британские мониторы с бразильской родословной

Бразилия со времен Диадору да Фонсеки стала республикой, но особенность этой страны заключалась в том…

В общем любили правители Бразилии брать кредиты. Первое место в кредитовании Бразилии принадлежало англичанам. С 1895 по 1914 г. они предоставили ей более 10 займов. В 1913 г. сумма английских ка­питалов, инвестированных в Бразилии, достигла 1162 млн. фунтоОв. (космическая сумма). Рассчитывались бразильцы (естественно) ресурсами. (Из Ливерпульской гавани всегда по четвергам…»).

Англичане убедили Бразильцев, что им грозят соседи, и им срочно нужно строить мониторы, способные воевать с соседями, живущими вдоль Амазонки. А, потому, бразильцы срочно заказали у англичан серию речных мониторов (т.н. серию «Жавари») у фирмы Виккерс на ее верфи в Ньюкастле на Тайне.

Речные мониторы, заказанные Бразилией должны были называться "Javary", "Solimoes" и "Madeira". И стоили они недорого, всего по 155 тыс. фунтОв каждый. (на царские рубли 1,5 млн. за кораблик). Ну, если честно, то корабли «ни о чем».

"Северн"
"Северн"

1250 тонн водоизмещения (полное водоизмещение 1550 тонн), две паровых машины тройного расширения, мощностью 1450 лошадей, скорость 9,5 узлов. Вооружение очень скромное: главный калибр – две шестидюймовки в одной башне в носу, две одиночных 120-мм коротких пушки в корме (длина ствола всего 18 калибров), четыре Гочкиса (47-мм). Потом англичане заменили Гочкисы на 40-мм автоматы.

-2

Хотя, нет, башня была только у «Жавари» (Хэмбера), остальные имели одиночныеMk VII, которые были ещё у броненосца «Монтегю».

Виккерс ждал проплаты, проплата задерживалась, потому, как поставленное сырье поступило еще не в полном объеме, погашение кредита оттягивалось…

И, тут началась война. «Вики…» пишет странные слова, о том, что мониторы были выкуплены правительством Англии, дабы они не достались злым германцам… (Уже смешно, потому как 4 августа Бразилия выступила на стороне Антанты). Все намного проще: сэр Бэзил Захарофф… (ну, думаю, вы догадались, что произошло). В общем, британское правительство выкупило мониторы, и поименовало их “Humber” (быв. “Javary”) “Severn” (быв. “Solimoes”) и “Mersey” (быв. “Madeira”).

Откровенно говоря, мониторы были «не пришей…» (в общем, не очень). Низкобортные, слабые, но их все равно купили. Несмотря на плохую мореходность, мониторы воевали на разных ТВД – у побережья Бельгии, на Средиземном море, в Африке (“Severn” и “Mersey” участвовали в потоплении крейсера “Konigsberg”), а в 1918-1919 гг. – на севере России (“Severn” и “Humber”) и на Черном море и Дунае (“Mersey”).“Mersey” обстреливал немцев в битве при Изере.

В начале 1915 года «Мерси» и «Северн» направились в Германскую Восточную Африку, где в дельте реки Руфидж даже потопили немецкий бронепалубный крейсер «Кёнигсберг» (с дальней дистанции при поддержке самолётов-разведчиков). Крейсер был, правда в весьма плачевном состоянии, но, все же…

Мерсей
Мерсей

До конца войны они продолжали нести свою службу: «Северн» остался в Восточной Африке и продолжал обстреливать немецкие позиции там, а «Хамбер» и «Мерси» участвовали в бомбардировке немецких войск Бельгии. Потом, в 1919-м “Mersey” действовал на Дунае (и, даже выходил в Черное море).

«Хамбер» 20 мая 1919 года покинул Девонпорт после переоборудования, направляясь в Мурманск для усиления высадившихся там интервентов. К началу летней кампании 1919 года перешёл в занятый интервентами Архангельск, после чего принял участие в боевых действиях на Северной Двине. В сентябре 1919 года отправлен назад в Англию.

Два монитора порезали сразу после войны в 1921-м, а, “Humber” был продан датчанам, которые сделали из него плавкран, который во Вторую Мировую потопили… англичане.

Но в принципе, это «побочная» (просто любопытная) история.

-4

Мониторы типа «М»

Если говорить об эрзац-мониторах», то… Вся серия мониторов заложена в марте 1915 г. по программе чрезвычайного военного судостроения. Брони корабли не имели, за исключением орудийных щитов. Вооружались одной 76-мм пушкой и старыми 243-мм пушками, Марк VI снятыми с крейсеров преимущественно типа "Эдгар" или Марк Х с крейсеров типа «Дрейк» (мониторы с М-15 до М-22 и монитор М-28); последние 5 мониторов - парой новых 152-мм орудий, снятых с кормовых казематов линкоров типа "Куин Элизабет" (с М-23 по М-27). Двигатели на них ставили самые разные (все что досталось от гражданского судостроения). Они оснащались и паровыми ма­шинами, и полудизелями типа «Болиндер». Мощность силовой установки M-18-M-20, M-23, M-25-28) была 480 л.с. M-24 получил двигатели Кэмпбелпа мощностью 640 л.с.

Полное водоизмещение не превышало 630 т, а скорость 9–11 узлов, размеры 54 х 9,4 х 2,6 м. Паровая машина 400—800 л.с. Экипаж 69—72 человека.

-5

Малые мониторы, лишенные как броневой, так и подводной защиты, понесли ощутимые потери в боевых действиях — 6 единиц. Некоторые из них легли на дно в наших водах (вот, как ни странно).

Первым стал М-30, потопленный австро-венгерской гаубичной батареей, при поддержке турецкой артиллерии 13 мая 1916 г. во время блокады Смирны (совр. Измир).

Продолжил список потерь головной М-15. 11 ноября 1917 г. германская подлодка UC-38 тор­педировала M-15 возле сектора Газа в Палестине, где он обстреливал турецкие войска.

20 января 1918 г. у острова Имброс линейный крейсер «Goeben» уничтожил M-28.
20 октября 1918 г. у Остенде подорвался на мине и затонул M-21.

А. дальше еще интереснее. С окончанием Первой мировой войны, в которой британские корабли огневой поддержки действовали в Средиземке и у берегов Британии нашлась другая работа. Мощные орудия мониторов поддержали интервенцию Антанты в Россию.

М-30
М-30

Для защиты британских интересов английские войска направились в Архангельск. Официально (для британских газет), войска интервентов были введены для защиты военных складов с еще не оплаченными британскими военными поставками (негоже, чтоб неоплаченное добро разворовали) и обеспечения безопасности двух основных транспортных маршрутов на юг: железной дороги до Вологды и реки Двины до Котласа. Для таких операций нужны были корабли с малой осадкой, поэтому в конце июня 1918 года мониторы M23 и M25 получили приказ подготовиться к службе в Беломорской эскадре. 26 июля они покинули Чатем и 9 августа прибыли в Архангельск.

красная канлодка
красная канлодка

M23 отправили в Кемь для защиты железной дороги в Мурманск, а M25 — на Северную Двину для поддержки английских, канадских и американских войск. Завязались бои с красными.

В завязавшихся боях отряды красноармейцев потеряли батарею пушек Маклена (четыре человека убито, трое ранены, двое попали в плен). Канонерская лодка «Богатырь» получила три попадания, ещё два человека было ранено на канонерской лодке «Могучий» огнём с захваченной 37-мм батареи. Линию фронта удалось стабилизировать с подходом к красным частей 1-го Вологодского полка.

Монитор M25 тоже получил повреждения: снаряд попал в каюту капитана, убив четверых и ранив семерых человек, в основном из расчёта 12-фунтовой (76-мм) пушки.

О бое в конце августа 1918 года возле деревни Борок.

«…снаряд из пушки, установленной к востоку от деревни, попал в надводную часть М.25. Он разбил гнездо пулеметчика, прошил две переборки кают-кампании, прошел через дверной проем курительной комнаты и разорвался в дверном косяке каюты капитана, разрушив ее, затем снопом осколков прорвался наружу, убив весь расчет 12-фунтового орудия, находившийся на квартердеке. Через минуту запасная команда подскочила к осиротевшей пушке и вновь привела ее в действие, а в это время 7,5-дюймовое орудие, непрерывно громыхая, отомстило за наши потери и заставило замолчать на берегу все три орудия врага. Фактически бой на этом был окончен. Монитор стал спускаться по реке, по пути получив с берега порцию пулеметного огня, который вновь был усмирен превосходящим ответом легкой артиллерии и бортовых пулеметов. Боевой контакт в целом закончился благополучно. Но корабль все же понес тяжелые потери среди экипажа. Для такого небольшого судна утраты были весьма чувствительны.
Выяснили и некоторые персональные подробности боя. Например, корабельный хирург чудом избежал смерти. Он стоял в коридоре, служившем перевязочным пунктом, между курительной комнатой и каютой капитана. Снаряд, должно быть, прошел в паре дюймов от него, а сам док находился всего лишь в футе от места разрыва снаряда. Он перестал видеть одним глазом, правая сторона его кителя и правая брючина были разорваны в клочья, а вся правая сторона тела была истерзана многочисленными осколками. Пренебрегая своими ранениями, доктор тотчас же взял дело в свои руки на залитом кровью квартердеке, организовав команду санитаров-носильщиков. Доблестный врач оперировал и перевязывал раненых на столе офицерской кают-компании до десяти часов вечера, а потом вколол себе инъекцию морфия и лег спать».

Some Naval Work in North Russia 1918-1919 (Naval Review, Febr. 1921)

14 сентября монитор столкнулся в тумане с находящейся в дозоре канонерской лодкой «Могучий» и потопил её двумя 7,5-дюймовыми (190-мм) снарядами. Погибло 18 человек, семь было взято в плен и лишь пяти членам экипажа удалось спастись вплавь. Второе столкновение с британскими кораблями закончилось для канонерских лодок красных поражением, и, несмотря на пришедший в конце августа 4-й Морской отряд численностью 1000 человек, они начали отход к Котласу, закрепившись у деревни Нижняя Тойма и прикрываясь установкой мин на Двине.

15 сентября красная флотилия получила морские орудия (два 120-мм, четыре 102-мм, пять 75-мм, одна 37-мм зенитка) И эти орудия срочно устанавливали канонерские лодки «Мурман» (три 75-мм орудия, переименована в «Павлин Виноградов») и «Какстон» (два 75-мм орудия, переименована в «Коммунист»), а также две плавбатареи по две 102-мм пушки (№1 и №2). Батарея №3 со 120-мм пушками была вооружена позже и в боях 1918 года не участвовала. 25 сентября усилившиеся таким образом части 6-й армии и Северо-Двинской флотилии красных перешли в контрнаступление и к 11 октября отбросили интервентов, взяв деревни Концеборье и Нижний Тулгас. К моменту перемирия с Германией интервенция союзников постепенно переросла в прямую поддержку белых не только на севере России, но и на юге и востоке. В начале 1919 года союзники решили всё же вывести свои силы из России, однако для прикрытия отхода понадобились подкрепления. Черчилль, теперь военный министр, организовал снаряжение добровольческих войск и кораблей, которые должны были отправиться в Россию как можно скорее. Военно-морские силы включали в себя бывшие мониторы Дувра M24, M26 и M27, а также M31, M33 и «Хамбер» (HMS Humber) из Средиземноморья. К ним добавлялись четыре канонерские лодки. Все шесть мониторов покинули Великобританию в середине мая, чтобы успеть к ледоставу в Белом море и на Двине.

Началось противостояние. Это отдельная история (если интересно, ее можно продолжить) Итог известен:
Мониторы M-25 и M-27 взорвали и затопили свои же экипа­жи 16 сентября 1919 г.

После этого они выглядели так....
После этого они выглядели так....

Что с остальными? Дык… порезали их (после войны), Эрзац, он и есть эрзац, и отношение к нему соотвествующее («Дорога ложка к обеду, а после хоть под лавку» Таков полный вариант русской поговорки). Хотя порезали их не сразу.
Мониторы M-16-M-20, M-24, M-26 и M-32 были исключены из боевого состава флота в 1920 г. и превращены в малые наливные суда (танкеры).
В том же году M-22, M-29, M-31 и M-ЗЗ стали мин­ными заградителями «Медея», «Медуза», «Минерва» и «Мельпомена». M-23 продолжил службу в качестве вспомогатель­ного судна.
Все они были сданы на слом до конца 30-х годов.

Но это еще не конец истории...