Найти тему
Pathwalker

Сериал «Во Все Тяжкие» плох только тем, что он слишком хорош

Оглавление

Как по мне, даже самая ужасная история хороша, если наблюдатель невольно втягивается, сопереживает персонажам, узнаёт в них свои собственные достоинства и слабости, и в целом, пусть и на время, живёт в произведении под вопросом, будь то фильм или книга.

Заставка сериала
Заставка сериала

«Во Все Тяжкие» снят безусловно талантливой командой. В нём хорошо всё— от сценария до музыкального сопровождения, от подборки и игры актеров до выбора места действия, от чёрного юмора до ужаса и симпатии, которые вызывают отлично прописанные персонажи.

Уолтер готовится встречать блюстителей закона
Уолтер готовится встречать блюстителей закона

Плох этот сериал лишь тем, насколько он гениален.

Погружаясь в историю, зритель сопереживает, втягивается, и в какой-то момент ему начинает казаться, что те сумасшедшие переделки, в которые ввязываются персонажи — это просто жизнь, и жить таквполне допустимо, а может даже и круто!

Почти каждого героя сериала (за несколькими исключениями) можно оправдать, поставив себя на его место. Во время просмотра начинаешь симпатизировать хорошим персонажам, которые занимаются очень плохими делами.

Процесс «варки» кое-чего
Процесс «варки» кое-чего

Симпатизировать до такой степени, что и ситуации, в которые они попадают, и эти самые «дела» начинают казаться чем-то тривиальным в мире огромного количества возможностей.

А ведь речь идёт, на минуточку, об изготовлении нелегальных веществ, торговле ими, их употреблении, и попутно происходящих ужасах вроде насильственных смертей, лжи своим близким, и различных опасностей, которым подвергаются в том числе и дети.

В первой же серии нам показывают, что вполне нормальная, респектабельная, спокойная жизнь стареющего учителя химии в тихом американском загороде на самом деле не так уж хороша.

  • Во-первых, его интимная жизнь находится в тоскливом анабиозе — секс с женой сводится к тому, что на его ДР она решает механически помастур***ть его, попутно глядя в свой ноутбук и обсуждая планы на завтра.
Уолтер с женой занимаются тем самым
Уолтер с женой занимаются тем самым
  • Во-вторых, у его сына-подростка — ДЦП. Он ходит с костылями, говорит с перекошенным лицом, и в целом, будучи прекрасным парнем, является также инвалидом, за которым нужен постоянный специфический уход.
Сын с ДЦП
Сын с ДЦП
  • В-третьих, у Уолтера Уайта заваленная карьера (он преподает химию в старшей школе), нереализованность в науке (бывшие партнеры накололи его и выперли из фирмы), отсутствие нормальных денег (надо платить ипотеку, жена беременна незапланированным ребёнком, они считают копейки, Уолтер подрабатывает мойщиком машин)
Уолтер на мойке
Уолтер на мойке
  • В-четвёртых, во всей этой тягомотине, скуке, и рутине Уолтер ещё и чувствует себя не ахти, однажды падает в обморок на лекции, и внезапно выясняет, что неизлечимо болен раком легких, который должен убить его не позже пары годиков с химиотерапией (а без неё это займет 6 месяцев).
У доктора
У доктора

В общем, Уолтер Уайт живёт скучно.

Хорошо и респектабельно, правильно, семейно, в пределах нормы… но нудно, рутинно, по привычке.

Как и миллионы других людей по всему миру, этот мужчина пойман в жернова системы, и отпустят они его уже разве что в гроб. Он будет исправно ходить на посредственную работу в школе, хотя должен был получить Нобелевскую премию, кушать на завтрак вегетарианский бекон, потому что так сказала жена, которая следит за уровнем холестерина, «развлекаться» пятничными шашлыками с родственниками, которые посмеиваются над ним, получать рутинный секс (иногда), тихо доживать, и тихо умирать от банальной, страшной болезни в осознании бессмысленности своего существования.

Осточертевшие посиделки дома
Осточертевшие посиделки дома

Уже здесь многие из нас подсознательно сопоставляют ситуацию Уолтера со своей собственной.

Что может быть ужаснее в жизни мужчины за 45, чем экзистенциальный кризис, за исключением разве что потери близких и собственного диагноза типа «рак»?

Уолтеру не просто плохо. Ему тошнотворно. Причём ему было бы тошнотворно, даже будь он миллионером без всяких переживаний о дальнейшем благополучии семьи после своей скоропостижной кончины на больничной койке с капельницей и морфи*ем.

Уолтеру Уайту тошнотворно, потому что перед лицом смерти он вдруг очень остро ощущает, что за годы семейной жизни, работы в школе, воспитания сына он так и не успел пожить по-настоящему. Не рутинно, не правильно, не респектабельно, а ПО-НАСТОЯЩЕМУ.

Но лично для себя Уолтер конечно же объясняет все последующие действия «заботой о семье». Я делаю это ради вас, говорит он в камеру, стоя в одних портках посреди пустыни штата Нью-Мексико, с двумя мертвыми телами и лабораторией метамф*тамина в сломанном трейлере, направляя дуло пистолета в сторону приближающихся сирен.

Момент кризиса
Момент кризиса

И я ему верю. Он действительно делает это ради семьи. НО НЕ ТОЛЬКО. Одно другому, как говорится, не мешает. И помимо финансовой поддержки семьи на фоне неизбежно приближающейся смерти Уолтер Уайт бросается «Во Все Тяжкие» ещё и по очень личным причинам, которые не имеют никакого отношения к его жене, сыну-инвалиду, и ещё не родившейся дочери. Уолтер Уайт думает, что умирает, и ему нечего терять. А это значит, что можно и нужно ухватиться за последний шанс дышать-полной-грудью, а значит —

уволиться с ненавистной работы на мойке, дать в морду великовозрастным пацанам, которые оскорбляют сына, сделать по-настоящему МНОГО денег, применить свои блестящие знания в химии и создать самый крутой продукт, от которого все будут в восторге (даже если это нарк*тик!), заиметь звучный и пугающий псевдоним «Хайзенберг», доказать миру, что ты чего-то стоишь, подружиться с парнем, который станет тебе, как сын, сломать систему, почувствовать адреналиновый драйв, и перестать наконец быть «домашним мужчиной», которого трахают только рукой под одеялом!
Взорвав конкурентов
Взорвав конкурентов

Вы понимаете?

Человеку, которому ГОДАМИ было смутно плохо, внезапно стало настолько хуже, что сдерживающие рычаги, рамки, и правила вдруг перестали быть важными.

Когда Уолтер услышал свой страшный диагноз, он не отправился плакать в подушку и доживать свои два года, лысея и загнивая под капельницей. Он занялся чем-то другим, очень разрушительным и нехорошим.

За это его можно осудить. Можно сказать, что в мире существуют миллионы других способов самореализации помимо изготовления вещества под названием speed. Что мужик сам виноват — надо было менять жизнь, работу, отношения, рутину РАНЬШЕ, заняться НОРМАЛЬНЫМ любимым делом, а не ждать диагноза «рак легких».

Но давайте не будем лукавить, это так не работает. Почти все бывали в ситуациях, когда человека должно сильно припереть, загнать в угол, чтобы он наконец очнулся.

Я не люблю обвинения в стиле «Что ты раньше делал, чем ты раньше думал?» Задницей, бл*ть, неужели не видно? Зад-ни-цей.
Нет и не может быть оправданий. Есть только жизнь и решения, которые мы принимаем. И то, на что мы соглашаемся (или нет). Тыкать кого-то носом пост-фактум, что вот, мол, где ты раньше был, чем думал — это дико. Раз человек сделал так, а не иначе, значит он по каким-то причинам не смог сделать лучше. Были причины, были действия, были результаты. ВСЁ.

В общем, вы уже поняли мою точку зрения. Я не сильно люблю Уолтера Уайта, но в то же время я сопереживаю этому персонажу, и вполне понимаю его выбор.

Как по мне, лучше заниматься любимой химией (пусть и нелегально), гонять в трайлерах, вести двойной образ жизни, делать хорошие деньги, и жить активно, чем тухнуть дома в постели с кудахтающими родственниками, в атмосфере безысходности и медленного умирания.

И вот тут мы подходим к моменту, озвученному в названии поста —

«Во Все Тяжкие» плох тем, что он очень хорош.

Уолтер Уайт, со всеми его недостатками, вызывает симпатию. Его подельник, бывший ученик Джесси Пинкман, тоже!

-11

Их приключения ужасны, но зрителю внезапно смешно и весело смотреть на то, как они варят запрещенные вещества, продают их, попадают в передряги, переживают смертельные опасности, вынужденно общаются со странными и страшными людьми, врут, поддерживают друг друга, и прочее.

Фильм полон юмора, и даже страшные моменты, вызывающие отвращение, кажутся очень жизненными и забавными.

-12

Да и само вещество под вопросом неискушенному зрителю тоже внезапно кажется какой-то ерундой. Ну курят его некоторые персонажи, нюхают, но не падают же замертво… Джесси вон вообще классный парень. Хороший парень, с добрым сердцем и умными мозгами, просто ему больно и он запутался. Он не хочет никому зла, он не может даже убивать врагов, переживает за детей, влюбляется в девушку… так что такого, если он сам покуривает айс? Всё продолжает крутиться, действие продолжается, а значит, возможно, и сам черт не так страшен, как его малюют.

Конечно, дело в смотрящих, но…

Естественно, есть огромная аудитория зрителей, которые посмотрят сериал, получат удовольствие, и пойдут жить дальше.

Нормальному, психически уравновешенному человеку не придёт в голову посмотреть кино и пойти по стопам вымышленных персонажей.

Адекватный человек, опять же, поймет, что те вещи, которые кажутся забавными и тривиальными в развлекательном кино, в РЕАЛЬНОЙ жизни скорее всего закончатся тюрьмой или смертью. И этого достаточно, чтобы не пытаться их делать.

Но кто сказал, что все зрители — нормальные?

Однажды я прочла отзыв об этом сериале на странице кое-каких знакомых. Они написали: «Это лучшее чертово кино в мире!»

Позже выяснилось, что сами эти знакомые в свое время занимались тем же, что и герои сериала 😮 У них даже химкостюмы и намордники ещё были в каком-то клозете, когда мне «посчастливилось» захаживать в их дом!

Да вот только это было не смешно, не привлекательно, и в целом — мерзко. Также, собственная зависимость от известного вещества постепенно превратила их в жуткие создания. Это был не эквивалент Уолтера Уайта — блестящего химика и интеллектуала, а скорее эквивалент вот такого персонажа:

-13

Мозги выжжены полностью, поведение параноиков и психопатов, жизнь в грязи и упадке… При этом сия парочка мнила себя не иначе как великими химиками и гениями.

Еще один пример реакции на сериал «Во Все Тяжкие» выдал однажды мой парень. Мы смотрели кино вместе и с большим удовольствием, но где-то на 6-7 эпизоде он внезапно занервничал и настойчиво попросил переключить.

Как оказалось, фильм начал его триггерить. Причём довольно сильно. И дело вовсе не в том, что в фильме каким-то образом активно нормализуется или пропагандируется употребление вещества — просто общая атмосфера и атрибутика начала вызывать воспоминания и ассоциации, из-за которых его тело стало зацикливаться на нём.

Я на тот момент ничуть не удивилась, ибо даже у меня, человека в этом плане не сильно прожженного, начало складываться впечатление, что мет*мфета*ин — это конечно ужасно, но в то же время подумаешь, что тут такого?

Для человека, который смог выйти из тяжелой зависимости и повернуть свою жизнь на 360 градусов, на первых порах такое кино может быть ого-го каким триггером, потому что… ну потому что герои вызывают симпатию, их действия кажутся оправданными, из нелегального бизнеса сделали нечто увлекательное, везде чёрный юмор, и все это противопоставляется нудной полумертвой рутине приличного американского пригорода, куда семейные пары с детьми селятся мирно ДОЖИВАТЬ.

При этом у Джо хватило понимания и силы воли сказать мне — выключи. Потому что да, кино суперское, НО смотреть его — значит лишний раз бередить своё подсознание всего через несколько месяцев после рывка в нормальную скучную ТРЕЗВУЮ жизнь без чудовищных прыжков дофамина, бессонных ночей, паранойи, и психоза.

На самом деле я думаю, что этот чудесный сериал может триггерить только тех людей, которые УЖЕ ходят по краю, сильно неудовлетворенны жизнью, и имеют склонность к поискам приключений на пятую точку — то есть своеобразную адреналиновую зависимость.

Людей типа меня, но я работаю над собой.

Кто-то удовлетворяет эту тягу к приключениям, прыгая с парашютом и туша пожары, кто-то — лазая по подворотням и занимаясь разного рода криминалом. Главное — научиться понимать себя и иметь достаточно силы воли, чтобы выбирать более ЗДОРОВЫЕ способы кайфовать от того, что ты делаешь.

А саморазрушение никогда не появляется на пустом месте.

Если есть тяга к тому, что явно и бескомпромиссно сажает и убивает физическое тело (и душу), то надо искать причины и работать над собой.

Тяга к нехорошим действиям и субстанциям — это не причина, а следствие.

Следствие имеющихся физических, биохимических, ментальных, эмоциональных проблем. Упрекать зависимого человека в том, что он «сам виноват» — смешно и недальновидно.

Понятное дело, что все мы сами во всём виноваты, и никто не собирается перекладывать ответственность на жизнь, обстоятельства, других людей. Но при этом глупо закрывать глаза на то, что внешний мир, другие люди, обстоятельства, и события все же влияют на каждого из нас, и далеко не всегда мы виноваты прям на 100% в том, что с нами происходит.

К примеру, попробовать вышеуказанное вещество никогда не было сознательным выбором моего любимого человека. Хотя именно ЕГО шаги привели его к той точке в ткани мироздания, когда это стало в принципе возможным, сознательно он этого не планировал, не искал, не хотел.

В то время ему было всего 13, он оказался на улице (родителей, как таковых, не было), и добирался куда-то ночью автостопом. Встречным людям он сообщал, что ему 16, чтобы его не сдали в органы опеки, ибо возвращаться в детдом на передержку он не хотел.

Тут всякие умники могут сказать, что САМ ВИНОВАТ, надо было сидеть безопасности в дет-доме или у приемных родителей, но я на это могу сказать, что великие диванные философы наверное плохо знают, что такое СИСТЕМА и ребёнок/подросток в системе, как это ощущается, ЧТО происходит в головах и восприятии юных подростков, и насколько всё это тошнотворно.

Ну да, можно сказать, что сам виноват, раз в свои 13 лет предпочел улицу 🤷🏻‍♀️ Я считаю иначе, но остановимся на том, что все это очень неоднозначно, и судить чужую жизнь со своей колокольни — это дело так себе.

В общем парню 13 лет, он идёт по дороге вечером, и садится в приостановившийся грузовик какого-то мужика лет под 40. Надо сказать, что в те времена Джо был слишком простосердечен и наивен, а также подсознательно искал поддержки со стороны КОГО-НИБУДЬ, за неимением нормальной семьи. Во время своих похождений по улицам он долгое время упорно хотел встретить друзей. Или тех, кто принял бы его, как своего. При этой же наивности он умело физически выживал в диких условиях, как дикое животное.

Я не думаю, что сейчас и сам он сможет объяснить, почему не побоялся сесть к тому мужику в машину. Может сильно устал (спал на улице в холод и дождь, босиком), а может реально думал, что человек ему ПРОСТО ТАК поможет…

Джо вообще не помнит пары лет своего существования в те годы — воспоминания как бы заблокированы. И каждый раз, когда он пытается вспомнить, там либо блок, либо становится очень плохо, до панических атак.

Но факт остается фактом — в машину он сел, они ехали в ночи (как оказалось — не туда, куда он предполагал, но он в целом и не знал, куда), а потом мужик сказал, что засыпает, и надо бы остановиться. Видимо в мотеле. А может в чьем-то доме.

И воспоминания о том доме ограничиваются комнатой с большим экраном телевизора, стеклянным столом, и чем-то ещё, и шприцами, которые мужик выложил на столик.

Что было дальше, я не буду рассказывать в деталях. И так понятно, что это довольно грязная, недетская история.

Если говорить об ответственности, личном выборе, и прочих заумностях, то становится смешно, ибо лично я не вижу прям большого выбора ребенка/подростка в том, что ему делать в присутствии взрослого дяди в непонятном месте на грани физического и морального истощения, когда едва стоишь на ногах и надо просто как-то выжить.

Реально смешно слушать, как наивные люди орут из своих белых пальто, что мол «зависимые люди» сами виноваты в том, что выбрали нюхать/курить, и так далее. Ага. Особенно в 11, 12, 13 лет. Да даже и в 14. Особенно когда мозг легко подвержен влияниям манипуляторов и психопатов, других подростков, улицы, родителей.

Дабы излишне не обелять всех нас в подростковые годы, скажу также, что у самого ребенка/подростка может быть и интерес, и любопытство, и тяга к запретному, и желание попробовать ЧТО УГОДНО, но мы же понимаем, что выбор «чего угодно» в возрасте 12-13 — дело шаткое. Я например в свои 12-13 считала себя самой умной и особенной, уже начала экспериментировать с исследованиями своей сексуальности, задумывалась о взрослых дядях, но в то же время была очень зажата, закомплексована, и тиха. Кто знает, что бы сделала Я, окажись я одна бог знает где в комнате со непонятным мужиком, который вроде и добренький, и делать ничего не заставляет, и все тихо-спокойно, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ И УЙТИ СТРАШНО и ты понимаешь, что тебя типа не держат, но может всё-таки и держат.

Это пример из реальной жизни о том, что не всегда человек прям однозначно отвечает за ВСЁ и виноват во всём, что происходит в его жизни. Особенно если это происходит в детстве.

Но когда мы вырастаем, получаем опыт, проходим через многое, и мудреем, становится все менее возможным перекладывать эту самую ответственность. То, что по умолчанию «прощается» пятилетнему ребенку или у двенадцатилетнему подростку, в 25-30 лет уже не прокатывает. И реакции на триггеры, и тенденции, и желания, и слабости, и страхи — надо всем этим ВЗРОСЛОМУ человеку надо работать, а не пускать на самотек.

В сериале «Во Все Тяжкие» оказалось огромное количество триггеров для Джо. И как мне ни хотелось посмотреть его вместе, я его выключила. Он, кстати, изначально напоминал мне персонажа Джесси, но и это как раз могло быть очередным триггером.

Этот сериал шедеврален и нормален для НОРМАЛЬНЫХ людей, которые могут и любят смотреть всякое, но не пытаются ментально переживать то, через что проходят герои. Особенно если это имеет какие-то старые зацепки в реальной жизни. Также этот сериал — находка для диванных психологов типа меня, да и для профессиональных психологов, ибо каждый персонаж — просто кладезь для психологического разбора 😊

Если вы ещё не смотрели — очень советую. Вы будете смеяться, возмущаться, сопереживать, бояться, и получите удовольствие от атмосферы сериала в целом.

____

Все иллюстрации в данной статье не принадлежат автору, и взяты из свободных источников в интернете.