Политолог Григорий Голосов пишет:
«Однажды Прокоп пошел в магазин и украл там булку с изюмом. Этому можно дать несколько объяснений. Социальное: был очень голоден и без денег. Психологическое: клептоман. Культурологическое: с детства начитался русской литературы. Каждое из этих объяснений, включая третье, может быть истинным. Почему нет? Рассудил, что не тварь дрожащая, а право имеет, вот и украл булку. Проблема в том, что если между причинами, выделенными в первых двух объяснениях, и кражей булки как следствием, можно установить довольно прямые, пусть и не абсолютно однозначные, причинно-следственные связи, то от культурологического объяснения можно прийти к чему угодно: мог украсть булку, или дать пощечину губернатору, или раздать имущество бедным и удалиться в монастырь. Простор для фантазии - неограниченный. Одна из научных статей, посвященных понятию о политической культуре, называется "причина в поисках следствий". В науке такой заголовок указывает на серьезную проблему. В рассуждательном мире культурологического объяснения - нет. Поскольку любая причинно-следственная связь возможна, а обосновать ни одну нельзя, то можно выдумать любую, и будет выглядеть убедительно на невзыскательный взгляд».