Сегодня затронем актуальную тему, которая касается каждого участника финансового рынка – поговорим о недобросовестных практиках, что это такое и какие недобросовестные практики выявлены в 2023 году.
Что такое недобросовестная практика?
Недобросовестная практика – это предоставление заемщикам неполной и недостоверной, в том числе вводящей в заблуждение, информации о финансовых продуктах НФО.
Этим понятием Банк России начал пользоваться с 2020 года.
Классическим примером недобросовестной практики является, например, заранее проставленные кредитором в договоре займа/кредита значки (галочки), означающие согласие заемщика на оплату дополнительных услуг.
На что влияет и как предотвратить?
Недобросовестное поведение участников финансового рынка негативно воздействует на отношения между кредитором и заемщиком, определяет необходимость проведения дополнительного поведенческого надзора со стороны Банка России в целях защиты прав и интересов получателей финансовых услуг.
В целях предотвращения недобросовестных практик Банк России рекомендовал исполнительным органам финансовых организаций с учетом специфики и масштаба деятельности подготовить и утвердить стандарты реализации финансовых инструментов и услуг.
Единые определения недобросовестных практик:
- Недобросовестное информирование (Misinforming) – искажение и/или представление клиенту неполной информации о финансовом продукте или услуге
- Продажа неподходящих продуктов (Unsuitable selling) – продажа финансовых продуктов или услуг, не отвечающих интересам клиентов
- Непрозрачное ценообразование (Mispricing) – введение в заблуждение относительно размера комиссий, стоимости (справедливой стоимости) финансового продукта или услуги
- Связанная продажа (Tied selling) – практика компании, предоставляющей финансовый продукт или услугу при условии, что клиент покупает какой-либо другой продукт или услугу
- Подмена продукта (Misselling) – предложение одного финансового продукта или услуги под видом другого
Борьба с недобросовестными практиками
В 2022 году Банк России определил основные направления развития финансового рынка РФ, одними из основных стали защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также повышение финансовой доступности для граждан и бизнеса.
Планируется совершенствовать работу по противодействию нелегальной деятельности и кибербезопасность в финансовом секторе.
По заявлению Центрального банка РФ планируется более активно вовлекать участников финансового рынка в противодействие незаконным практикам через институты саморегулирования.
Банк России активно борется с недобросовестными практиками на финансовом рынке, выявляет такое поведение в ходе проверок, публикует актуальные практики на официальном сайте и проводит опросы среди кредиторов и заемщиков в целях совершенствования работы по противодействию недобросовестным практикам на финансовом рынке.
Тема «борьбы» с недобросовестным поведением активно развивается и требует внимание к себе со стороны всех кредитных и некредитных финансовых компаний. Руководителям организаций рекомендуется осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства.
Важно определить внутренними документами «границы дозволенного», проводить регулярное обучение среди сотрудников, непосредственно взаимодействующих с получателями финансовых услуг, сотрудничать с Центральным банком РФ и СРО при проведении проверок по факту получения обращений (жалоб) от заемщиков.