Мне нравится такое определение: Коммуникация — это процесс донесения информации от одного человека к другому.
Для этого процесса необходимо наличие двух сторон: передающей (источник коммуникации) и принимающей (тот, для кого информация предназначается).
Эффективная коммуникация
Коммуникация будет считаться эффективной, если передающий смог сформулировать мысль, идею, которую он собрался доносить, а принимающий смог эту информацию воспринять и воспроизвести ту мысль (идею) которую имел в виду источник коммуникации.
Другими словами, результатом коммуникации считается не то, что смог сформулировать источник коммуникации, а то, что смогла воспроизвести принимающая сторона!
Самая большая ошибка
Понятно, что в этом процессе донесения информации не все так просто. Есть множество явных и скрытых препятствий (о них — в одной из следующих статей), но самая большая ошибка, которую я наблюдаю наиболее часто, происходит когда коммуникация происходит без учета особенностей принимающей стороны.
При этом передающая сторона считает, что её сообщение было сформулировано правильно, красиво и содержит всю необходимую информацию для того, чтобы принимающая сторона всё правильно поняла. Но эта самая принимающая сторона почему-то либо вообще не принимает посланную информацию, либо воспроизводит её настолько криво, что лучше бы вовсе этой коммуникации не было ))
Источник коммуникации негодует, обзывает принимающую сторону разными нехорошими словами, что еще в большей степени ухудшает и так никуда не годную коммуникацию. Знакомо? Встречалось вам такое? Напишите в комментариях.
Пример кривой коммуникации
Недавно в интернете мне попался интересный пример такой провальной коммуникации. Дело было в 80-х годах прошлого века. Американская сеть быстрого питания A&W решила составить серьезную конкуренцию бургеру «Quarter Pounder» от McDonald’s.
«Quarter Pounder» дословно переводится как «четвертьфунтовый бургер», потому что внутри — 1/4 фунта говядины. И тогда A&W решили сделать свою версию бургера, в котором больше мяса по той же цене! И сделали бургер, содержащий не четверть, а треть фунта говядины, о чем и было очень красиво и доходчиво написано в рекламе.
Но почему-то люди не стали покупать этот очень выгодный во всех отношения бургер! Казалось бы — мяса больше, цена такая же, но идея с треском провалилась. Почему? Опросы показали, что рекламщики (источник коммуникации) не учли повальную безграмотность американских любителей бургеров (принимающая сторона в данной коммуникации), которые думали, что 1/3 — меньше, чем 1/4!
В итоге рекламная кампания полностью провалилась, фирма понесла убытки.
Спустя годы A&W решила перезапустить рекламную кампанию, но в этот раз вместо 1/3 на баннерах было написано 3/9 (что равно 1/3) и в явном виде было указано, что это больше, чем 1/4.
Некоторые итоги
Еще раз: результатом коммуникации считается не то, что смог сформулировать источник коммуникации, а то, что смогла воспроизвести принимающая сторона!
Поэтому коммуникация должна вестись на языке того, кто принимает информацию. Согласны? Напишите в комментариях.