Подавив заговорщиков-декабристов в 1825 году, и одолев на поле боя английских прокси в лице турок и поляков в период с 1826 по 1832 Российская империя подтвердила свое могущество и лидирующую роль на мировой арене, чем огорчила и напугала британских лордов, мнящих себя вершителями судеб мира.
После победы над турками русская политика почему-то стала проводится с расчетом на сохранение Османской империи, поэтому когда в 1833 году войска взбунтовавшегося вассала, знаменитого паши Мухаммеда Али Египетского разгромили армии султана в Сирии и двинулись на Константинополь, русский император направил эскадру из 14 судов и 10000 солдат на помощь.
Только присутствия русских войск и флота хватило, чтобы остановить победоносные египетские войска. Французы, являющиеся "друзьями" Египта, и вездесущие англичане, боясь утратить влияние в регионе, склонили пашу Египта и султана к миру, русским же удалось заключить Ункяр-Инкелессийский договор, предусматривающий закрытие турками Босфора и Дарданелл для кораблей любой страны, по сигналу из Петербурга.
В 1838-1839 годах англичане с помощью своих прокси - войск Хивинского ханства остановили продвижения Российской империи в Центральной Азии, опасаясь за возможное открытие пути в Индию для русских. И в это же время британские пройдохи получили право на свободную торговлю по всей территории османской империи, , благодаря чему сделали первый шаг к превращению Турции в свою экономическую колонию, наводнив ее своими дешевыми товарами. Мухаммед Али Египетский, будучи номинальным подданным султана, но создавший к тому времени мощную и независимую экономику Египта, отказал англичанам.
Лондон тут же начал подталкивать султана к новой войне с Египтом, но как и в прошлый раз, турки были биты египтянами. Огорченный султан Махмуд II скончался, правитель Египта выдвинул неприемлемые условия, французы втихую потирали руки, самодержец Всероссийский Николай также рассчитывал извлечь выгоду от этой ситуации, но лорды, как обычно обошли на вираже всех. На переговоры. помимо России они пригласили австрийцев и почему-то пруссаков, которые по-хорошему были вообще не у дел в данной ситуации.
Николай I сильно лоханулся ошибся посчитав, что сможет о чем-то договориться с английскими главарями. По своей наивности он считал себя равным партнером, но "У Англии нет вечных союзников и постоянных врагов, а есть вечные и постоянные интересы" - сказал виконт Генри Джон Темпл Пальмерстон, который управлял политикой Туманного Альбиона в этот сложный период, и русский император ничего не выиграл в этой ситуации.
Англичане после переговоров действовали решительно, привезли на своих кораблях австрийцев, которые вместе с турками били египтян, флот Британии обстреливал города с моря, прусские офицеры, в том числе Гельмут фон Мольтке старший, готовили турок к сражениям, а русские были привлечены лишь для сдерживания Франции и даже не участвовали в военных действиях. Но флаги Российской Империи, реявшие на спинами участников этой паскудной колониальной авантюры, наводили ужас на союзников Мухаммеда Али - французов.
Оставшись один, паша Египта сдался, в 1841 году он подписал договор, по которому он отказался от Леванта, Киликии, Крита и Сирии, оставив за собой только Египет и Судан. Но самое интересное, что на Египет распространился договор о свободной торговле для англичан... Прощай египетская суверенная экономика.
Турция и Египет стали полностью в английской сфере влияния, Франция потявкала и заткнулась, Николаю I запудрили мозги и заключили новую "Конвенцию о проливах" обнуляющую Ункяр-Инкелессийский договор. Таким образом англичане начали готовиться к войне с Россией, а наш то наивный царь-батюшка хотел распилить с ними Турцию)))), но он заблуждался, с лохами ничего не делят, у них забирают.
Николай I действительно хотел поделить Турцию с англичанами, и даже предлагал им помощь в возможной войне с Францией)))), но англичане в геополитике всегда были на шаг впереди всех. Зачем захватывать проблемные территории?... их потом нужно удерживать, тратить ресурсы... Проще сделать их своими вассалами, через подкуп элит и экономическое закабаление. Так британцы с Турцией и поступили. Вот богатую и практически беззащитную Индию они держали накрепко всеми когтями шагающих леопардов своего герба. И опасаясь мощи Российской империи, которая вступила в "Большую игру" в Азии и могла достичь индийских границ, англичане напряглись, и решили устроить геополитическому конкуренту взбучку.
Для начала они занялись пропагандой и оболваниванием простофиль, населявших тогдашнюю Европу. В газетах всех стран Россия подносилась, как реакционная держава, жаждущая захватить Константинополь, и повергнуть Турцию, вставшую на путь "цивилизованных преобразований" демократических ценностей. По словам английского оппозиционера Кобдена, населению настолько были привиты антироссийские настроения, что выступать перед публикой стороннику мирного урегулирования, было все равно, что перед сворой бешеных псов. Также в то время наиболее выгодный путь перевозки грузов из Англии в Иран был через Черное море, что также влияло на решения английских правителей.
Есть много общего с нынешней ситуацией, англосаксы действуют по многократно отработанным схемам, в этом их сила, но и слабость тоже...
Лорды начали искать союзников, не очень полагаясь на основного прокси - Турцию. Французы, жаждавшие реванша за поражение в Наполеоновских войнах были первые на очереди. Для чего в 40х годах в прекрасной Галлии была предшественниками Джеймса Бонда проведена серьезная подготовка по старым проверенным схемам, вылившаяся в итоге во французскую революцию 1848 года. Всего восемнадцать лет прошло со времени предыдущей "Июльской" революции 1830 года, в результате которой к власти пришел Луи-Филипп - марионетка французских банкиров... Вот его и скинули, во имя демократии чтобы взбодрить французов и подготовить их к войне с русскими.
После Наполеона I Франция ела только то, что позволяли англосаксы, как и сейчас. А к власти, в результате революции, пришла временная группа генерала Кавеньяка и поэта Ламартина, которая быстро уступила ее Луи-Наполеону Бонапарту, племяннику великого императора, взлетевшему на волне популизма, и выигравшего "честные" прямые выборы. Такой то парень и был нужен британским хозяевам, он то будет мстить русским за дядю))) о том, что главным врагом Наполеона I были англичане, лохи французские обыватели благополучно забыли, как никак 35 лет прошло уже, и были рады возможному реваншу. Тут же, как по заказу в Италии, Польше, Венгрии, Хорватии, Чехии, Валахии, Словакии, Галиции да-да, той самой, начались революционные волнения... не просто так.
Австрийский император взмолился к Николаю I о помощи, ведь большинство заварушек были на его землях, и русский царь конечно же помог своему собрату, отправив армию в Австрийскую империю, чем еще больше восстановил против себя мнения европейской либерасни публики.
Благодатная почва была уже подготовлена, остались финишные штрихи..
В 1851 году президент Второй республики (сейчас если что Пятая))) Луи-Наполеон совершил реакционный переворот, и год спустя стал императором Наполеоном III. Все европейские монархи поздравили его, и признали новую империю, кроме русского государя, назвавшего его дорогой друг, вместо дорогой брат, как полагалось по протоколу. Тем более согласно постановлениям Венского конгресса династия Бонапартов исключалась из порядка наследования французского престола, и Николай I не мог унизиться и признать Наполеона. Чем сыграл британцам на руку и создал неплохой прецедент для вражды со стороны Франции.
Науськиваемый английским двором Наполеон III, осознавая непрочность своей власти, и желающий отвлечь население Франции на популярную в то время идею войны с Россией совершил "ход конем". Он потребовал у турок передать ключи от церкви Рождества Христова в Вифлееме, принадлежащие в то время православной общине, католикам. Русские дипломаты настаивали на том, чтобы ключи оставались у православных, турки были в замешательстве и пообещали удовлетворить требования и тех и других, (прямо как нынче Эрдоган качается), но обнаглевшие французы, пользуясь слабостью Турции, привели 80-пушечный линейный корабль под стены Стамбула. Ключи отдали католикам....
Правительство России сочло это оскорблением, и русские армии двинулись к границам турецких владений в Валахии. Государь Николай Павлович считал невозможным союз между Францией и Англией и надеялся на помощь Австрии. Как же он ошибался, думая, что будет воевать только с турками и с французами, ведь главного врага, который натравил их на него он считал нейтральным, или даже союзником. Считающий себя хозяином положения, Николай I потребовал признания прав православной Элладской церкви на Святые места в Палестине и протекции Российской империи над всеми православными христианами, проживающими в Османской империи. Узнав о требованиях русского государя Наполеон III послал флот в Эгейское море. А в Стамбул отправился английский эмиссар лорд Стратфорд-Редклиф, пообещавший султану военную поддержку Великобритании.
Султан, по совету англичанина, согласился на передачу прав на Святые места, но не согласился на протекцию русских над христианами, в ответ восемьдесят тысяч русских воинов вступили на турецкие территории, а английская средиземноморская эскадра выдвинулась в Эгейское море.
Последней попыткой сохранить мир была "Венская нота", принятая представителями Англии, Австрии, Франции и Пруссии на конференции в Вене, ее содержание подразумевало вывод русских войск с территории вассальных Турции дунайских княжеств, но предполагало контроль России над Святыми местами и номинальную протекцию над православными христианами в Османской империи. Николая I это удовлетворило и он был готов отдать приказ вывести войска, но англичанам была нужна война, а конференция в Вене была фарсом.
По совету лорда Страдфорд-Редклифа султан потребовал незначительных перефразировок в документе, зная, что русский царь сочтет это оскорблением и война начнется.
Так и случилось...
Николай I отклонил Венскую ноту, Крымская война началась..
Продолжение следует...